Перед талантом модельера отступают пространство и время: современный бутик Шанель в Малайзии. Фото Кирилла Судакова
Это уже ее третья женская биография, написана Викторией Балашовой и изданная в серии «ЖЗЛ». Казалось бы, что нового можно узнать сегодня про такую величину, как Шанель? Однако, как это нередко случается, за реальной биографией известного человека тянется шлейф мифов и недосказанностей. А в случае с Шанель имеет место возникновение рекламного бренда, затмившего реальную персону. Chanel S. A. – французская компания по производству одежды и предметов роскоши, основанная в Париже в начале XX века. Молодежь и знает ее в основном по телевизионным роликам с рекламой духов… Массовая культура закрывает что-то значительно более важное и увлекательное.
Самое главное, что удалось сделать Балашовой, – не биография Мадемуазель, но контекст эпохи. Эпохи слома старой доброй Европы, перемолотой жерновами Первой мировой войны. Эпохи межвоенного времени, именуемого на Западе непривычным русскому уху словом «Интербеллум». Эпоху чудовищной Второй мировой войны и послевоенного восстановления… Контекст эпохи, начиная от старого жизненного уклада французской деревни, искусства импрессионистов, которое уже давно является классикой, а тогда вызывало возмущение и непонимание, кафешантаны небольших городов и сверкающий Париж… Именно в этом окружении формировалась Шанель.
Духи «Chanel № 5» (кстати, им исполняется 100 лет!) известны не в последнюю очередь благодаря отточенному дизайну элегантных флаконов. Но знает ли кто-нибудь о том, что на создание формы оказали влияния архитектурные мотивы монастыря, в котором росла и воспитывалась Шанель? Или не оказали? Или она и вовсе там не росла? Белых пятен в молодости Шанель немало, и Балашова эффектно рассказывает о них в своей книге. Портные, закройщицы, продавщицы, манекенщицы… За всей кутерьмой борьбы за успех и его достижением спрятаны личные трагедии Габриэль, так и не создавшей семьи и потерявшей близких. «На самом деле права ты – у тебя есть муж, дети, настоящая жизнь, а я одинока», – говорила она своей внучатой племяннице. Но колоссальное трудолюбие self-made woman, девочки из сиротского приюта, было тем, что давало возможность каждый раз продолжать движение вперед, не опуская рук. Жизнь как сюжет мюзикла. Именно то, что сама Шанель все время старалась скрыть и сгладить. Но именно то, что интересно знать о ней людям.
В книге Балашовой подробно рассмотрен «русский след» Шанель. Коллекционеры и историки могли бы назвать ряд творений Шанель россикой. Это неудивительно, учитывая количество русских эмигрантов – аристократии, творческой и научной интеллигенции, – вынужденных покинуть родину после революции. В 1920 году Коко познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, в 1927-м – создала духи «Русская кожа». Знакомство с создателем «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым, а в итоге оплата всех расходов на его похороны – еще одна нить «русского следа».
Виктория Балашова. Коко Шанель.– М.: Молодая гвардия, 2021. – 272 с. (ЖЗЛ) |
Но после войны сухонькая дама за 70, страдающая от артрита и ухудшения зрения, вновь восходит на небосклон высокой моды, создав знаменитые бренды: новую сумочку на цепочке «2.55», твидовый жакет, бежевые туфли-лодочки с открытой пяткой и черным мыском.
Все эти творения стали не менее знамениты, чем созданное в 1926 году практичное маленькое черное платье – LBD, как любят называть его на Западе. Черный цвет, ассоциировавшийся после Первой мировой с трауром, не пользовался успехом, но с приходом маленького черного платья стал весьма популярен. Шанель чуть было не взорвала мир высокой моды в третий раз. Но ее очередная коллекция была показана весной 1971 года через две недели после смерти кутюрье.
Принцип «роскошной простоты» и доступности в итоге попал в ловушку. Из предметов для многих ее одежда и аксессуары стали элитарными, доступными лишь единицам.
Ровно 50 лет прошло с момента кончины Мадемуазель. Полвека в наше быстротечное время – чрезвычайно много. Однако влияние на моду, оказанное Шанель, не проходит и сегодня. А книга Виктории Балашовой, изданная сразу в двух форматах – в серийном оформлении «ЖЗЛ» и в оригинальном дизайне, – будет интересна не только тем, кто интересуется историей костюма, но и всем неравнодушным к истории культуры ХХ века. Столь сложного и противоречивого.
комментарии(0)