0
4131
Газета Non-fiction Печатная версия

18.08.2021 20:30:00

Мать порядка и его отец

Европа между структурализмом и анархизмом

Тэги: философия, структурализм, онтология, хайдеггер, анархизм, фуко, деррида, лакан, славой жижек, железный занавес, беловежская пуща, ницше


31-14-2480.jpg
Отец-основатель анархизма Пьер Жозеф
Прудон чуть было не погряз в буржуазной
идеологии, но до современных
постанархистов ему далеко. Гюстав Курбе.
Портрет Пьера Жозефа Прудона.
1865. Музей Орсе
Предисловие книги Александра Смулянского озаглавлено «Что такое структурализм и каким образом его повестка продолжает свое существование». Автор восклицает: «Поразительно, что даже специалисты по истории современной философии до сих пор не смогли определиться, должна ли в отношении структурализма идти речь о периоде или все же о методе, и вопрос этот бьет все рекорды как по неразрешимости, так и по общему безразличию». И берется разъяснить доселе неведомое: «Структуралистским может называться только исследователь, выстраивающий теоретический аппарат, все элементы которого содержат учет операции изобретения того или иного типа необратимости. Изобретение это выражается в конструировании не существовавшего до того структурного напряжения, которое нельзя ни разрешить собственными средствами теории, ни вернуться на тот теоретический уровень, где этой неразрешимости не существовало... Первым структуралистом с этой позиции можно считать Хайдеггера, хотя его собственное теоретическое изобретение, отмеченное неустранимой неразрешимостью, до известной степени оказалось побочным продуктом его вклада, сферу которого сам Хайдеггер определял как онтологическую». О стихии мироздания, что ли? Получается, что не подходит ни период – относить Хайдеггера ко времени западных структуралистов странно, – ни метод, ибо немецкий философ и литературовед породил нечто, ему самому неизвестное.

Проще всего задаться вопросом, почему «ключевые фигуры континентальной философии» – это Фуко, Деррида, Лакан и Славой Жижек, даже если учесть, что «континентальная философия» – определение, придуманное для самих себя мыслителями континентальной Европы второй половины XX века. Александр Смулянский – специалист в области теории психоанализа Лакана, его последователь; Жижек – переводчик Жака Лакана, один из основателей словенской, так называемой люблянской школы психоанализа фрейдо-марксистсткого толка, и это объясняет почти все. Современный взгляд автора на наследие упомянутых мыслителей и труды Жижека интересен, но цель книги – апология структурализма. Александр Смулянский всерьез считает, что кто-то решил таковой отменить: «Слишком раннее, абортивное схождение структурализма со сцены... должно сегодня быть пересмотрено и восприниматься не как результат его естественной научной исчерпанности, а как следствие скрытой политической борьбы...» Это особенно интересно в свете заглавного заявления о том, что, кроме Смулянского, что есть структурализм, никто не понимает.

31-14-12250.jpg
Александр Смулянский.
Исчезающая теория. Книга
о ключевых фигурах
континентальной философии.–
М.: РИПОЛ классик, 2021. –
496 с.
Мария Рахманинова создала обширную вступительную статью к книге американского социального философа Сола Ньюмана. Статья называется «Постанархизм» и постсоветский контекст: стыковка акратических проектов». Исследовательница рубит с плеча: «Ровно 30 лет назад… пал железный занавес, а вместе с ним – последний бастион индустриальной реальности. Время информационного общества окончательно наступило для всех. И все же планетарное знание так и не стало по-настоящему открытым». То есть выходит, что после известной встречи в Беловежской пуще или уже во время этой встречи индустриальному обществу наступил конец. Доселе мы думали, что переходные периоды между такими эпохами бывают очень длительными. Из той же статьи следует, что анархистская, или акратическая, мысль в упадке: «До сих пор остается без внимания концепция периодизации анархизма». И тут же Рахманинова приводит работы Петра Рябова, в том числе как раз по периодизации, диссертацию Дмитрия Полякова…

Профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, активистка и фотохудожник Мария Рахманинова занимается теорией революций и протестными движениями, она – один из крупнейших специалистов по анархизму. «Подобно Канту, исследовавшему препятствия на пути к совершеннолетию человека и общества, С. Ньюман анализирует преграды к подлинно анархичной размерности бытия». Препятствия известны, описаны не только Ньюманом, который в главе «Неолиберальный субъект» говорит: «Пока мы живы, мы встроены в аппарат, который стремится ухватить каждую грань нашего существования и наших желаний внутри собственного цикла потребления, общения, зрелищности, гипервизуальности, тупого наслаждения, бесконечной и бессмысленной работы, долга и постоянной незащищенности, поддерживая тем самым нашу ничем не ограниченную зависимость... Мы подвергаемся воздействию вездесущих инструментов и мер безопасности... живем в режимах гипервизуализации, в которых все должно быть выставлено на обозрение, где мы должны постоянно предоставлять самих себя для досмотра. Достаточно понаблюдать за пассажирами, которые проходят досмотр в аэропорту: они демонстрируют невероятное согласие и стараются выглядеть максимально счастливыми в связи с тем, что их тела просвечивают, а багаж обыскивают. Однако, если наши жизни, по всей видимости, постоянно защищают, почему мы чувствуем себя так незащищенно?.. Преследуемые призраками безработицы, долгов и бедности, мы вцепляемся в то, что имеем, в страхе потерять работу и погрузиться в финансовое небытие… Нас не только сверхстимулируют постоянной семиотической активизацией посредством назойливых всепроникающих коммуникационных технологий, выходящих за рамки того, что наш организм может выдержать. Через социальные сети и блоги нас еще и заманивают в цепи капиталистического наслаждения, сопровождаемые цепями надзора».

31-14-13250.jpg
Сол Ньюман. Постанархизм /
Пер. с англ. О. Грабовской.– М.:
РИПОЛ классик, 2021. – 208 с.
Анархизм – любопытное течение. Анархисты считают, что жило себе поживало прекрасное общество, но откуда ни возьмись явилась власть и все испортила, и неплохо бы это положение исправить. Но постанархизм, по Ньюману, отменяет революцию как действие, осуществляемое с целью достижения каких-то новых результатов. «Идея освобождения общества, которое может возникнуть по ту сторону власти, представляет собой утопическую фантазию…» – здесь имеется в виду логика знаменитой формулы Ницше. В сущности, это так: революция в современном обществе означает его верную гибель. И как же быть с логическим тупиком? А вот как. «Следовательно, лучше думать не об освобождении, а о продолжающихся практиках свободы, – говорит Сол Ньюман в специальном предисловии к русскому изданию. – ...Второе направление… «реконструктивистское», то есть представляющее собой интерпретацию постанархизма в качестве позитивной политической или этической стратегии или стратегий». Почему оно второе, тоже не совсем понятно, так как это направление, по сути, совпадает с первым.

Восстание – одно из основных понятий постанархизма, да и современной политологии вообще, – автор здесь же предлагает преобразовать в «некую этическую форму самопреобразования», повседневный тихий протест против тех форм жизни, которые власть навязывает или мы добровольно усваиваем. А это уже похоже на дела религиозные, лежащие в сфере совести и убеждений. Например, некоторые люди в определенное время стараются не есть мяса. По Ньюману, и это протест.

В основной работе Сол Ньюман касается явления и понятия насилия. Оно должно трансформироваться в «формы действия против институционализированного насилия, которые сами по себе не являются кровопролитными...», в «ненасильственное насилие». И ссылается на Шюрманна: «Что такое «ненасильственная» сила мышления? Делать то, что делает чувствующее присутствие: позволить быть». Если позволить самому себе быть – вне социальных сетей, рекламы и соцопросов – и есть постанархизм, то многие из нас постанархисты. Но отец Райнер Шюрманн был лицом духовным, и его рассуждения о том, что «ненасильственное насилие» проистекает из умозаключений Хайдеггера, в свое время резко критиковали.

Ключевым понятием постанархизма у Ньюмана становится автономия индивида, которая понимается «не как нравственный и рациональный идеал и не как объективное условие, но как определенная связь человека с самим собой... В этом смысле постанархизм не обязательно должен принимать какую-то конкретную форму и не может быть понят с точки зрения конкретных социальных и политических институтов», а «должен ассоциироваться с жизненными практиками... у которых не предполагается никакого окончания... Размышлять о формах и принципах постанархического общества просто бессмысленно, потому что свобода и автономия возможны в любой ситуации и в любом общественном устройстве, как и формы доминирования». Таким образом, постанархизм Ньюмана отменяет анархизм, то есть предтечу самого себя. И в этом смысле интересно разобраться, что же означает часть термина «пост...». Постиндустриальное, постмодернистское общество отменяет общество модерна, а по Ньюману выходит, что постанархизм отменяет анархию, революцию и перерождается в некие практики, конца которым не видно. И все было бы замечательно, если бы не то, что именно к этим самым конформистским практикам призывает, а иногда и принуждает нас общество, которое, по Ньюману, нуждается в освобождении, «автономии» личности. И уж по какую «по ту сторону» власти, когда как раз по эту?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1681
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1767
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
2871
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
1718

Другие новости