0
2523
Газета Non-fiction Печатная версия

18.08.2021 20:30:00

Дефекты метода

Никто не знает, что такое структурализм

Тэги: философия, анархизм, культура, шкловский, евреи, русский мир


Теперь уже почти каждому ясно, что и на советскую эпоху, и на ее отражение мы готовы посмотреть исторически, ибо сам по себе метод яростного отрицания тоталитарного прошлого столь же малоэффективен для осознания, как и разрушение наследия «проклятого царизма». Попытку осмысления производит Мария Рахманинова в предисловии к работе американского социального философа Сола Ньюмана «Постанархизм». Исследовательница пеняет на обскурантность постсоветского пространства: «языковая пропасть», разрыв в курсах валют, социальные и институциональные преграды в общении с «зарубежными коллегами», а также запоздалая рецепция «знаний всей второй половины ХХ века» – первая причина, почему мы, оказывается, пребываем в интеллектуальных потемках. Вторая – «возобновление идеологической закрытости «русского мира». Особенно в областях, не слишком созвучных новым нарративам». Это в каких? Не являются ли «новые» нарративы – воскрешаемыми из воспоминаний старыми?

Западная мысль, которую мы нагоняем своей, как выясняется, запоздалой рецепцией, порой удивляет. Так, американский филолог-русист Джеймс Кертис полагает, что советские мыслители Эйхенбаум, Шкловский и люди их круга потому стали новой элитой, что были евреями, – на недостатки такого метода исследования указывает в своей книге Иван Есаулов. А Александр Смулянский утверждает, что до сей поры никто ни в России, ни за ее пределами не знает, что же такое структурализм...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Со стенгазеты начинали даже «ахматовские сироты»

Со стенгазеты начинали даже «ахматовские сироты»

Игорь Мощицкий

Действительно ли гуманитарное образование в век техники – это путь к нищете

0
4078
 Выставка «Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»

Выставка «Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»

0
2173
С крыла летят корпускулы и кванты

С крыла летят корпускулы и кванты

Александр Балтин

Лирика Дмитрия Бобышева идет от архаики и Державина к Маяковскому, к моторам и мониторам

0
2475
От Серафима Саровского к Достоевскому и Бердяеву

От Серафима Саровского к Достоевскому и Бердяеву

Виктор Леонидов

Морфология философа, богослова и музыканта Владимира Ильина как ключ ко всеобщей гармонии

0
2717

Другие новости