Камчатка настолько прекрасна, что не может не привлекать живописцев. Фото из книги
Эта книга – результат работы многих этнографов, ученых других направлений, журналистов, художников и по крайней мере одного поэта, взятого в научно-творческую экспедицию в качестве фотографа.
Два года они изучали историю коренных народов Камчатки: ительменов, чукчей, коряков, айнов, алеутов, эвенов, взаимосвязь их традиций и образа жизни с природой Камчатского края. Проект «Идентичность коренных народов Камчатки – взаимоотношения человека и природы», реализован в 2019–2020 годах. Попавшее в титул проекта слово «идентичность» осеняет ныне почти все расовые, национальные, культурные конфликты обеих полушарий, но в данном случае, будьте спокойны, оно значит: внимательное, порой благоговейное изучение этнокультурных особенностей, материальной и духовной культуры народов Камчатки. То есть старые добрые темы: обычаи, верования, обряды, искусство, народное творчество, орудия труда, типы жилищ, хозяйственная утварь, пища, одежда, средства передвижения.
Язык книги живой, яркий, иллюстрации великолепны, и в отличие от многих изданий такого жанра составители не ограничились фотографиями: там есть и большое число живописных и графических произведений художников, написанных, так сказать, в режиме реального времени, в ходе этой экспедиции. Подключение еще одного «рода войск» обогатило книгу, адресованную как специалистам, так и читателям широкого круга. Материалы собирались в заповедниках, природных парках, селениях и кочевьях коренных камчадалов, в музеях, культурных центрах Камчатки.
Важная часть книги: история освоения Камчатки, рассказ о научных подвигах Витуса Беринга, профессора Герхарда Миллера, адъюнкта натуральной истории Георга Стеллера и студента Славяно-греко-латинской академии Степана Крашенинникова. Академия наук выдала «Наставления профессорам, назначенным в путешествия в Камчатку»: положение на карте побережий от устья Амура до Камчатки, поиски пути из Пенжинского залива в Японию». Беринг погиб в море, взявшем, кроме останков, и его имя. Стеллер скончался на обратном пути, но Крашенинников довел результаты первых Камчатских походов до публикации, переведенной на несколько европейских языков, тщательно сохранив имя и заслуги Стеллера.
Российское вхождение в Сибирь, сохранившее все народы, и современное ему покорение Америк, обернувшееся величайшим в истории человечества геноцидом, – тема давняя, тут рецензируемая книга просто воссоздает атмосферу, отношение наших первопроходцев к новым и новым встречаемым племенам. И в этом отношении от Стеллера, Крашенинникова до времен нынешних различимее всего нота детского любопытства. Никакого «бремени белого человека»: серьезные ученые, да еще с инструкциями Академии наук за обшлагом рукава, откровенно любуются танцами, пением, нравами аборигенов: «Айнов за чрезвычайную волосатость казаки прозвали «мохнатыми курильцами». Степан Крашенинников: «Курилы говорят тихо, плавно, свободно и приятно. Народ всех диких народов добронравнее, осторожнее, правдивее, постояннее, обходительнее и честолюбивее». Вердикт Екатерины II, 1779 года: «Мохнатых курильцев оставить свободными, никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью продолжать заведенное уже с ними знакомство». Но… указ императрицы соблюдался не полностью, ясак с айнов взимался до XIX века.
Н.И. Николаева, Е.А. Орлова, Д.А. Сурмило. Камчатка далекая и близкая. – М.: Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА», 2021. – 244 с. |
Члены экспедиции побывали на современном, 2019 года, празднике ительменов Алхалалалай: «Алхалалалай! – эмоциональный возглас участников. По традиции надо корчить гримасы, чтобы отпугнуть злых духов и обязательно танцевать. Важнейший обряд: установка идола Хантая (бога лососевых рыб), вырубленная из ствола дерева».
После колоритных фотографий упомянутый в начале поэт-фотограф Дмитрий Сурмило представляет и стихотворный отклик члена экспедиции Людмилы Романовой:
Где прошлогодний врыт Хантай, теперь еще один встает.
По их числу года считай, как долго здешний род живет.
Коль ты мужчина, восклицай Природе, Духам похвалу
Торжественно: «Алхалалалай!», а девы вслед – «Алулулу!
Выразительно описан и главный персонаж мифологии ительменов: «Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев, мифологии. Но ительмены сочиняли и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых – ящериц».
Новомодный, почти мем – бог Ктулху – возможно, назван так Говардом Лавкрафтом – эхом общеиндейского Кутху. Описания собак, ценимых всеми камчатскими племенами, трогательны, познавательны, включают и заявку на мировой приоритет: «При раскопках древней стоянки в долине реки Камчатки археологи обнаружили захоронение собаки, сделанное примерно 12 000 лет назад. Более древних погребений собак в мире не найдено. Камчатская собака одной из первых одомашнена человеком. Вначале помогала людям на охоте, затем ее приучили волоком перетаскивать грузы, а 2000 лет назад запрягли в сани. Несмотря на постоянный вывоз собак в Америку, на полуострове даже в середине XX века их оставалось еще довольно много: около 50 000. Они, как и прежде, в буквальном смысле тащили на себе Камчатку, осуществляя связь между 150 населенными пунктами. Перевозили почту, продукты, лекарства, пассажиров. По традиции ни один зимний праздник не обходился без гонок на собачьих упряжках».
Другое племя, другой зверь, и нить уже – к популярной партийной эмблеме: «Айны имеют традицию выращивания диких животных в неволе, но только медведь рассматривается как член семьи».
Авторы завершают книгу, надеясь, что «…все, кто увидел живописные полотна, прочел стихи и статьи, запомнит, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и интересна для изучения и подражания, что мир дикой природы прекрасен и гармоничен и его разрушение является непростительным преступлением».
комментарии(0)