Овидий Горчаков отлично знал особенности военной разведки, об этом и писал. Кадр из фильма «Вызываем огонь на себя». 1964
Мы так много не знаем о людях, о которых обязаны знать. Мы знаем названия фильмов «Вызываем огонь на себя» или «Майор «Вихрь», они впитались в сознание и являются синонимами чего-то героического, военного, интригующего, шпионского, но что за реальная личность стоит за ними – не задумываемся и, в лучшем случае, полагаем, что это литературный герой, собирательный образ.
Овидия Горчакова смело можно считать собирательным образом, он фантастически многолик. На любом лике можно остановиться и удивиться его необщему выражению. Военный путь партизана и разведчика. Родословие, семья. Литературное творчество. Или смешать все лики? Или довериться хронологии жизни, в которой проставила акценты судьба? А может, твердо встать ногами на землю и исследовать те дороги, те леса Брянщины, которые потребовали от Овидия Горчакова подвига, и он совершил его вместе со своими боевыми товарищами? Сложная задача, состоящая из наслаивающихся друг на друга пластов – черт характера и феноменальных способностей.
Книга «Жизнь и судьба Овидия Горчакова» – необычайный сплав литературоведения с краеведением. В ней фактически два действующих лица: Овидий Горчаков и его биограф, журналист Евгений Потупов, который, как бы перевоплощаясь в своего героя, неотступно следует за ним, наблюдает его взросление, восхищается способностью принимать ответственные решения, следит за его рукой, создающей первые опусы, смотрит его глазами на поля и леса Брянщины, где некогда шли бои и разворачивались события документальной повести.
Разделы книги говорят сами за себя. Начало. Пароль мужества – в/ч 9903. Учителя. Письма войны: 1943–1972. Сеща – часть его жизни… Партизанский Овидий. Два разведчика, два диверсанта. Документы. Документы. Письма войны: 1974–1993. Джин Грин – неприкасаемый: тема и вариации. Последние годы. Побратимы мои – партизаны. Хронограф жизни. Приложения («Партизанская библиотека», топографические карты, рассказ Овидия Горчакова «Партизанская мать»). Указатель имен (около 1400 персон).
Легендарная личность Овидий Александрович Горчаков (1924–2000), советский разведчик, писатель и сценарист. Детские годы провел в Нью-Йорке и городах Великобритании, по месту работы отца, хорошо выучил английский. Во время Великой Отечественной войны был командиром диверсионных и разведывательных групп разведотдела штаба Западного и I Белорусского фронтов в тылу врага в Польше и в Германии, с апреля 1945 офицер разведотдела штаба 1-го Дальневосточного фронта. Агентурный псевдоним – Спартак. Кроме того, писатель в 1957 году окончил Литературный институт им. М. Горького, автор серии документальных книг и очерков, посвященных советским военнослужащим и разведчикам. В соавторстве с Янушем Пшимановским написал повесть «Вызываем огонь на себя», по которой был снят, возможно, первый в Советском Союзе минисериал. Вместе с Василием Аксеновым и Григорием Поженяном под псевдонимом Гривадий Горпожакс вместе написал пародийный шпионский роман «Джин Грин – неприкасаемый» .
Само имя – Овидий Горчаков – обращает на себя внимание неожиданной экзотикой, противоречивым сочетанием. Сразу чудится театрализация, вызывающий экспрессионизм, что наводит на мысль о ненастоящести, о вычурном псевдониме или надуманном имени какого-нибудь киногероя. Тем более поразительно, что имя дано при рождении – так любящие родители умеют предугадать будущее ребенка. Имя говорит об избранности, обязывает соответствовать ему, быть особенным, способным на поступок. Тяжелое имя. Непросто пронести его через всю жизнь с легкостью и гордостью. Нельзя отступить, 65пасть духом. Овидий Горчаков оправдал свое имя. Книга Евгения Потупова многократно подтверждает это.
Евгений Потупов. Жизнь и судьба Овидия Горчакова: документальная повесть.– М.: Русскій Міръ; 2020. – 608 с. (Большая московская библиотека. О доблестях, о подвиге,о славе…) |
Примечателен немаловажный факт в биографии Овидия Горчакова – изучение им истории и поиск предков и родственников Михаила Юрьевича Лермонтова в России и в Шотландии (род Лермонтов). Основанный на собранных сведениях исторический роман о родоначальнике русского рода Лермонтовых, Джорже Лермонте, вышел в 1994 году. Но человек, занимающийся по порыву сердца историческими исследованиями, – всегда убежденный искатель правды, это опять разведчик, рассекречивающий знания, скрытые в спрессованных породах истории.
Название книги «Жизнь и судьба…» вполне логичное и предсказуемое для биографического материала о выдающемся человеке. Но если вдуматься в значение слов, то именно в связи с Овидием Горчаковым возникает потребность выяснить разницу между ними, о которой обычно не задумываемся. Часто говорим: «такова его жизнь» или «такова его судьба», понимая одно и то же. Но если жизнь – это весь хронологический ряд разновеликих событий – от мелких до глобальных, от рождения до могилы, то судьба – лишь те события, которые как вехи последовательно размечают смысл жизни. Жизнь – это «прожил». Судьба – «как прожил». И тогда обнаружится немало людей, для которых что жизнь, что судьба – без разницы. Но на их фоне зримо возвысятся люди с судьбой, о которых хочется и нужно рассказать. А в случае с данной книгой союз автора с его героем скреплен еще и землячеством: родину Евгения Потупова – брянскую землю защищал Овидий Горчаков, и эта веха его судьбы была для него крайне важна. В Клетнянском лесу, возле деревни Каменец Брянской области, по его завещанию был развеян его прах.
комментарии(0)