0
3349
Газета Non-fiction Печатная версия

21.07.2021 20:30:00

На поэтической платформе

Пейзажи и легенды железной дороги Москва-Петербург

Тэги: краеведение, петербург, вокзалы, архитектор тон, ильф и петров, москва, достоевский


краеведение, петербург, вокзалы, архитектор тон, ильф и петров, москва, достоевский Виды волжских берегов Твери вдохновляли писателей разных эпох. Фото автора

Железнодорожной линии Санкт-Петербург-Москва исполнилось 170 лет. Тема эта выходит далеко за пределы истории транспорта и инженерного дела. Имеет она и литературный, и краеведческий аспекты. Ведь с рельсовой магистралью, соединяющей две российские столицы, связаны сюжеты книг и эпизоды писательских биографий.

Итак, поехали. Ранним утром 19 августа 1851 года в специальном поезде из Северной столицы отправился Николай I с членами семьи, придворными и свитой. В вагонах разместились также два батальона гвардейцев Семеновского и Преображенского полков. Путь до Москвы занял 19 часов. Только через три месяца состоялось официальное открытие дороги для обычных пассажиров.

Многие тогда с нетерпением ждали первого поезда. Николай Некрасов, позже в стихотворении «Железная дорога» нарисовавший мрачную картину строительства, в конце 40-х годов был ярым сторонником скорейшего открытия трассы. «Это будет событие важное… Чудно повеселеет жизнь петербургская и московская! Чудно изменятся обе столицы от частого и быстрого соприкосновения!» – восклицал поэт.

Станция Навалочная в черте Петербурга. Рядом с ней – Волково кладбище со знаменитыми Литераторскими мостками, где до революции хоронили известных писателей. Нередко эти печальные события превращались в общественно-политические митинги. Так, на похоронах Добролюбова присутствовал Писарев, речь произнес Чернышевский. Проститься с Тургеневым пришли тысячи людей, казаки пустили на кладбище лишь небольшую их часть «во избежание возмущений». Кладбище в тот день, по воспоминаниям очевидцев, было наводнено полицейскими и агентами в штатском. На могиле выделялся венок «Автору «Муму» от Общества защиты животных. Многолюдными были проводы и Достоевского, и Некрасова. А вот на похороны Лескова в феврале 1895 года народу пришло немного. Но несколько крупных писателей стояли над гробом автора «Левши» и «Очарованного странника». Его погребли неподалеку от могилы Белинского.

За окнами вагона замелькали загородные пейзажи. Близ станции Саблино находится усадьба Пустынька, принадлежавшая в середине ХIХ века Алексею Константиновичу Толстому. Здесь у него гостили братья Жемчужниковы (и многие тексты Козьмы Пруткова родились в Пустыньке), Фет, Гончаров, Тургенев. Последнему Толстой писал как-то: «Стыдно будет, если не заедете в Пустыньку. Здесь много хорошего, а именно: рвы, потоки, зелень, комнаты с привидениями, хроники, старая мебель, садовник с необыкновенно крикливым голосом, древнее оружие, простокваша, шахматы». Одной простоквашей, понятное дело, застолья друзей-писателей не ограничивались. Фет воспел усадьбу в своих стихах.

Станция Чудово ныне – важный железнодорожный узел в Новгородской области. В этих местах, как напоминает в одной из книг краевед Алексей Митрофанов, в 1852 году побывал Некрасов. Прогулки с ружьем по лесам дали ему материал для комедии «Медвежья охота». Поэту здесь так нравилось, что он даже приобрел на берегу реки Керести имение, этакий охотничий домик. Сегодня это дом-музей, чья экспозиция рассказывает о пребывании Некрасова на новгородской земле. Также недалеко от Чудова, в деревне Сябреницы, в начале 1880-х годов жил в собственном доме Глеб Успенский. Здесь он изучал жизнь простого народа и много работал. Дом писателя сохранился, в нем работает музей.

Городок Торжок в дожелезнодорожные времена посещали и Радищев, и Пушкин. Первый упомянул его в своем «Путешествии из Петербурга в Москву», второй (в стихотворном послании Соболевскому) обессмертил котлеты из трактира Пожарского. Кстати, проезжая в очередной раз этим городом, Пушкин увидел вывеску: «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер». Поэт позаимствовал для героя романа имя и фамилию, но поменял род занятий.

А вот и Тверь, самый крупный город на трассе. История его насчитывает без малого девять веков. Екатерина II в 1770-е годы в одном из частных писем называла Тверь самым красивым городом империи после Петербурга. Волжские виды вдохновляли многих писателей. Здесь жил, писал прозу и работал директором гимназии Иван Лажечников. В гостинице Паоло Гальяни останавливались Пушкин и Достоевский (Тверь стала прототипом губернского города, в котором разворачивается действие романа «Бесы»). В 1860 году сюда на должность вице-губернатора прибыл Михаил Салтыков-Щедрин. Работал он в этой должности, правда, всего два года, но материала для произведений накопил немало.

Далее по маршруту – станция Крюково. Находящееся неподалеку село Мышецкое принадлежало когда-то поэту и офицеру Денису Давыдову. В 1830 году он здесь сражался – но не с кавалерией врага, а с холерой, взявшей в осаду Москву. К нему сюда приезжали друзья, в частности поэт Петр Вяземский. Леса близ Мышецкого славились охотой на зайцев и даже на медведей. А в имении Крюково в 1820-е годы жила с мужем, генералом и известным декабристом, Наталья Дмитриевна Фонвизина. После суда она последовала за супругом в Сибирь. Литературоведы называют эту незаурядную женщину возможным прототипом Татьяны Лариной и Наташи Ростовой.

Окрестности платформы Фирсановка – одно из знаменитых поэтических мест Подмосковья. Здесь располагается усадьба Середниково, владельцем которой был в первой половине ХIХ века Дмитрий Столыпин, брат бабушки Лермонтова. Бывал здесь четыре лета подряд на каникулах и Михаил Юрьевич. Здесь он пережил первую влюбленность, открыл для себя поэзию Байрона и начал работать над поэмой «Демон». Пейзажи Середникова – тенистый парк, липовые аллеи, овраги по берегу реки Горетовки – отразились в ранних лирических стихах Лермонтова.

Въезжаем в Москву. Близ станции Ховрино в сентябре 1897 года в Знаменском храме (сохранился до наших дней) 23-летний поэт Валерий Брюсов венчался с Иоанной Рунт. Познакомились они в феврале того же года, девушка поступила в дом Брюсовых в качестве гувернантки и учительницы французского языка. «Мадемуазель Жанна» быстро стала для поэта близким человеком. «Ее отец, чех по национальности и подданный Австро-Венгрии, был литейным мастером завода братьев Бромлей – из тех, кого называли рабочей аристократией. Матвей Рунт помнил, что он европеец, а потому не был подвержен запоям, носил белые воротнички и ежедневно читал газеты», – пишет Василий Молодяков в книге «Валерий Брюсов. Будь мрамором» (серия «ЖЗЛ»). Поэт, будучи врагом всяческих обрядов, согласился на церемонию только для успокоения родителей. Оттого и место было выбрано отдаленное. Жених даже запретил невесте, «чтобы не поощрять буржуазных предрассудков», надевать белое подвенечное платье.

Местность близ станции Петровско-Разумовское известна тем, что здесь в середине ХIХ века возникла Петровская сельскохозяйственная академия. Окончивший ее писатель Владимир Короленко поведал о нравах заведения в повести «Прохор и студенты». А в 1869 году в гроте близ академии был убит студент Иван Иванов – из этой мрачной истории Достоевский кое-что позаимствовал для романа «Бесы». Впоследствии к гроту часто ходили экзальтированные паломники, место стало популярно в кругах радикальной интеллигенции. В итоге московские власти от греха подальше распорядились грот демонтировать.

И вот, наконец, Ленинградский вокзал, до революции – Николаевский. Спроектирован (как и Московский вокзал в Петербурге) Константином Тоном. Стиль здания – русско-византийский с добавлением элементов итальянского ренессанса: большие «венецианские» окна, двухъярусная часовая башня. В ХIХ веке прибытие каждого поезда было событием. Одно из них описал Лев Толстой в «Анне Карениной». На этот вокзал прибывали и тела усопших знаменитостей: в 1904 году – Чехова, в 1925-м – Есенина. А однажды, если верить авторам популярнейшего романа, на вокзальном перроне появились Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов: «Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади…»

Литературные истории и легенды окутывают московско-петербургскую дорогу и в наши дни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Дарья Курдюкова

Древность в жанре фэнтези

0
1048
Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
4914
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2151
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
5613

Другие новости