0
3137
Газета Non-fiction Печатная версия

21.07.2021 20:30:00

Абиссинское притяжение

Как Гумилев искал в Африке «золотую дверь»

Тэги: краеведение, гумилев, африка, масоны


краеведение, гумилев, африка, масоны Гумилеву хотелось отправиться в Африку, пережить настоящие приключения. Кузьма Петров-Водкин. Бириби. Африка. 1907

В конце августа нынешнего года исполняется 100 лет со дня гибели Николая Гумилева. Его творчеством и биографией занимаются исследователи разных специализаций. Маршруты африканских экспедиций поэта привлекают интерес географов и страноведов. Несмотря на большое число разысканий и публикаций, этот сюжет поныне скрывает ряд непроясненных эпизодов.

Последней книгой Гумилева, которую он держал в руках незадолго до смерти, стал сборник «африканских» стихов «Шатер». Вышло это издание летом 1921 года в типографии Севастополя. Место весьма символичное. Именно из этого порта Гумилев в июне 1907 года отправился в путешествие, конечной целью которого стал Париж. Однако некоторые биографы высказывают предположение, что во время той поездки 21-летний поэт впервые увидел Африку (в те годы многие пассажирские пароходы на пути из Стамбула в Марсель заходили в египетскую Александрию). Некоторые косвенные аргументы в пользу этой версии существуют, однако прямых подтверждений не найдено. Сам Гумилев нигде об этом не говорил и не писал.

И поэтому в литературоведении принято считать, что впервые Гумилев высадился на африканскую землю осенью 1908 года. Это был короткий, по сути, туристический вояж с осмотром крупнейших городов и памятников древности Египта. Но поэта не удовлетворяли протоптанные тропы. Ему хотелось отправиться в глубь Африки, пережить настоящие приключения. И вскоре Николай Степанович предпринял три путешествия в Абиссинию, Джибути и Сомали. Первая поездка была сравнительно короткой, «разведывательной» (декабрь 1909 – январь 1910), вторая – самой продолжительной (сентябрь 1910 – март 1911). А в 1913 году он с племянником Николаем направился в этнографическую экспедицию под эгидой Российской академии наук: провел в восточноафриканских землях четыре месяца, привез образцы народного искусства абиссинцев, фотографии, записки с ценными наблюдениями. Это были поездки не туриста, но исследователя, пусть и не имеющего научной подготовки. Африку он воспринимал не просто как экзотическое пространство, но и как «идеальную» страну риска и приключений. Африканские впечатления позже переплавились в стихи и очерки; на собранном фольклоре основаны цикл «Абиссинские песни» и поэма «Мик». Гумилев собирался отправиться также на Мадагаскар, чья история и культура очень его занимали. Даже на германском фронте, по воспоминаниям одного из сослуживцев, он грезил новыми путешествиями в Африку. Мечтами о Мадагаскаре делился в письмах Ларисе Рейснер. В Англии в начале 1918-го интересовался возможностью отправиться на службу в африканские колонии… Однако планам этим не суждено было сбыться.

С детства Гумилев зачитывался книгами о дальних странах, отважных мореплавателях, географических открытиях. Как-никак его отец, флотский врач, ходил когда-то в кругосветку, а сам Николай родился в Кронштадте. Все в этом городе, с его фортами, верфями и матросами «будоражило воображение будущего рыцаря Музы Дальних Странствий», замечал один из исследователей. Морская тема, окрашенная в романтические тона, стала одним из фирменных знаков поэзии Гумилева. Он стремился увидеть мир, при первой возможности отправлялся в путешествия. Трижды в течение четырех лет поэт побывал в Абиссинии. Чем же так привлекала его именно эта страна?

Во-первых, там когда-то жил один из любимых поэтов Гумилева – Артюр Рембо. Забросив в 19-летнем возрасте поэзию, Рембо стал коммерсантом, и Гумилеву хотелось пройти по тем же дорогам, где водил торговые караваны автор «Пьяного корабля». Однако Николай Степанович вовсе не планировал сбежать в Африку от поэзии: напротив, он рассчитывал «в новой обстановке найти новые слова». (К слову, творчество еще одного знаменитого «беглеца от европейской цивилизации», художника Поля Гогена, Гумилева также очень привлекало, он видел его работы в Париже.)

Во-вторых, его манили история и первозданная культура Абиссинии. «На годы детства, отрочества и юности Гумилева пришелся бурный всплеск интереса к этой стране», – пишет в одной из своих книг ученый-африканист Аполлон Давидсон. На протяжении долгого времени местные воины давали отпор европейским колонизаторам. Благодаря этому абиссинцам удалось сохранить нетронутыми обряды и традиции. Эфиопия также была родиной первого homo sapiens и одним из древнейших центров земледелия. Ее правители, по легенде ведущие род от царя Соломона и царицы Савской, приняли в 343 году христианство монофизитского толка. Конечно, к началу ХХ столетия крупные города Абиссинии были уже вполне «открыты» и освоены европейцами. Это позволяло путешественникам, дипломатам и торговцам чувствовать себя в этой стране сравнительно комфортно. «Путь Гумилева пролегал в краях с трудным для европейца климатом, в отсталой стране, но все-таки не среди белых медведей или кровожадных людоедов и не слишком далеко от телеграфа и железной дороги», – указывал биограф поэта Валерий Шубинский. В десятилетия, предшествующие экспедициям Гумилева, Российская империя стремилась установить добрые отношения с Абиссинией. Сказывалась и геополитическая заинтересованность: ведь с открытием Суэцкого канала этот регион оказался на важнейшем океанском пути из Европы в Азию. Далекая страна могла стать русским форпостом в Африке. В Абиссинию прибыло посольство (казачий конвой возглавлял Петр Краснов, будущий белый генерал и писатель), ученые проявляли интерес к религии абиссинцев – одной из разновидностей православия. Не доставало только предметов искусства и быта для петербургской Кунсткамеры. Их сбором как раз и занялся Гумилев во время своей третьей, «академической» экспедиции.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще один мотив упорного «притяжения Абиссинии» – оккультный. Гумилев с юных лет интересовался тайными доктринами, штудировал популярные в ту пору трактаты Папюса и Блаватской. Это нашло отражение в его творчестве. Но для адепта мистических теорий важно посетить «места силы». Такие, например, как Смирна и Каир с их масонской эмблематикой. Эфиопов некоторые авторы оккультных книг считали преемниками атлантов, Африка в целом рассматривалась ими как «хранилище важнейших данных о магических корнях современного тайного знания», писал литературовед Николай Богомолов. В свою очередь, Анна Ахматова в 20-е годы вспоминала о планах Гумилева найти в Африке «золотую дверь», которая откроет перед поэтом новые духовные горизонты. Но известную роль сыграло и его желание сменить обстановку, уйти от самого себя. Как бы то ни было, африканские страницы биографии Гумилева необыкновенно увлекательны. Они содержат и богатый материал для исследователя, и экзотический сюжет для рядовых почитателей его творчества.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
2070
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2238
По кабакам и винзаводам

По кабакам и винзаводам

Андрей Мирошкин

Как в Москве при царях торговали алкоголем

0
2533
Спасти культурное гнездо

Спасти культурное гнездо

Андрей Мирошкин

Русского писателя подпитывает энергия родных мест

0
1891

Другие новости