Кто мы и откуда родом и в чем духовное предназначение нашего Отечества? Фото Евгения Лесина
Наверное, немногие помнят, как вскоре после переизбрания Ельцина на второй срок в прессе появилось объявление о конкурсе «Идея для России». Предлагалось прислать свои соображения на 5–6 страницах. Победителю предполагалось вручить большую денежную сумму. Естественно, хлынул поток писем, где авторы в меру своих сил и возможностей, сами того не ведая, продолжили почти тысячелетнюю традицию поиска русской идеи. Обо всем этом вспомнил доктор политических наук Андрей Логинов. Эпизод этот и открывает его том «Русская идея в национальных и духовных поисках (от зарождения Руси до ХIХ в.)».
Попыткой обозначения национального предназначения России и народов, ее населяющих, как известно, занимались многие. Размышления об этом можно найти и в житиях русских святых, и в публицистике ХV–ХVII веков, и в прозрениях Достоевского, Леонтьева, Лескова, и во многих других трудах. Логинов проделал большую работу, чтобы проследить, как выкристаллизовывались контуры понимания общенационального смысла русского существования с древнейших времен до золотого века нашей культуры.
Андрей Логинов. Русская идея в национальных духовных поисках (от зарождения Руси до ХIX в.) – М.: Русский путь, 2020. – 512 с. |
Большое внимание, естественно, уделяется православным публицистам и проповедникам. Автор нашел нужным выделить в отдельную главу «Русская святость в контексте русской идеи (ХVIII–XIX вв.)» обзор учения Серафима Саровского и оптинских старцев. Причем, выйдя за пределы хронологии своего повествования, Логинов рассказывает об оптинских новомучениках, расстрелянных в годы сталинского террора.
И вот при таком массиве источников автор показывает, как мучительно пытались определить смысл существования России в течение многих веков мыслители, принадлежавшие к самым разным социальным слоям русского общества. Автор пишет: «…В истории славянских народов принятие византийского православного христианства с самого начала приобрело характер, далеко выходящий за пределы собственно «выбора веры».
Неизвестные монахи, создававшие летописи, и архиепископ Иоанн Новгородцев, и наш замечательный современный философ Владимир Топоров, русский посол в Османской империи в середине ХVI века Иван Новосельцев, и раскаявшийся народоволец Лев Тихомиров... Старообрядцы Иргизских скитов, официально признанные еще Екатериной II, и великий русский мыслитель ХХ века Иван Ильин, и в эмиграции мучительно размышлявший о трагическом выборе России. Один из величайших публицистов средневековой Руси Иван Пересветов и выдающийся крымско-татарский просветитель Исмаил-бей-Гаспринский, сформулировавший идею русского мусульманства. Они и многие другие проходят перед читателями книги Логинова.
Она может стать настольной для тех, кто еще и еще раз захочет обратиться к «проклятым» вопросам: кто мы и откуда родом и в чем духовное предназначение нашего Отечества. Большой фактический материал, собранный и изученный автором, ставит подобные дискуссии на рельсы приведенных исторических источников. А это просто необходимо нам сегодня.
комментарии(0)