Татьяна Марченко. Бунин и Франция. – М.: Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, 2020. – 80 с. |
Позади у Кесселя была жизнь в Оренбурге и участие во время Гражданской войны в Экспедиционном корпусе, впереди – бои в Сопротивлении и написание вместе со своим племянником Морисом Дрюоном и Анной Марли гимна французских партизан. И своего восхищения перед Иваном Алексеевичем Буниным он не скрывал на протяжении всей жизни.
Как не скрывали его очень многие другие представители французской прессы, когда касались имени и творчества первого русского нобелевского лауреата по литературе. Об их отношении к великому мастеру слова, что и когда они писали о нем, можно теперь узнать, взяв в руки эту небольшую книгу Татьяны Марченко.
Татьяна Марченко – одна из самых известных современных исследовательниц русского зарубежья, не так давно просто потрясшая литературный мир большой работой о наших соотечественниках, получивших и так и не получивших Нобелевскую премию. Она пишет ярко, легко и на основе многочисленных, зачастую неизвестных источников. Не стала исключением и эта книга. Мы читаем в основном восторженные и уважительные отзывы критиков и журналистов, пытавшихся понять слово Бунина, переведенное на французский. Некоторые, отдавая должное таланту писателя, все-таки не удерживались от того, чтобы не отметить предпочтительность прозы Мопассана и Флобера. Оценки других бывали порой поразительно точными. Вот что, к примеру, писал критик Рене Канак: «Не коренится ли в самой сути его таланта то, что обрекает его на одиночество? Не проступает ли во всех его творениях, отмеченных слегка надменной восприимчивостью, образ властелина, погруженного в поиски неуловимого строгого искусства?»
А еще автор проводит анализ присутствия темы Франции в прозе Бунина. И выясняется, что она занимала далеко не центральную роль. В его строках всегда властвовала Россия, а страна, в которой он провел почти половину жизни, так и не нашла достаточного места в его прозе.
комментарии(0)