Что может сравниться с едой, приготовленной на костре? Фото Андрея Щербака-Жукова
«Свидание с авторской песней» – название программы, которую Борис Шигин более 20 лет вел на радио. Автор – радио- и тележурналист, редактор пензенского литературного журнала «Сура», возможно, помимо собственной задачи собрал книгу не только о музыкально-поэтическом направлении, но и об интеллигенции.
Туристы, с брезентовым рюкзаком и гитарой, с опасностью для жизни, бредущие прекрасными, но дикими местами, снедаемые тучами кровожадной мошки, несли на себе едва заметную печать бездомности, изгойства. Если ты военный, геолог, нефтяник, опытный спортсмен, как участники известной группы Дятлова (даже с ними, к сожалению, случилось несчастье) или Агафья Лыкова – это одно дело. Но если ты отправляешься в скитания из прихоти, «за туманом и запахом тайги» – совсем другое. У так называемых интеллигентов, что бродили по лесам и долинам рек, был свой ритуал – попеть у костра авторскую песню. Само определение сомнительно – любая песня, если не народная, то авторская, но уж если так сложилось, будем употреблять его.
Эта самая песня, несомненно, лежала в пространстве искусства, но на том его краю, что непосредственно граничит с общественными процессами, и даже переходила границу. Она популярна, душевна, с этим меланхолическим пением хорошо ходить по вагонам электрички и просить милостыню; короткая часть арии главной героини из «Лючии де Ламмермур» Доницетти, которую многие помнят по бессоновскому фильму «Пятый элемент», или песня Мэри Шнитке из фильма Михаила Швейцера по «Маленьким трагедиям» Пушкина тоже очень трогательны, доступны и прилипчивы – звучат в голове долго после прослушивания, но для таких целей непригодны. Для авторов-исполнителей они представляются омертвелой буржуазной классикой, не то что песни и стихи с пылу с жару, быстро оформляющие свежие впечатления. В года глухие государство заботило то, что авторская песня выбивалась из-под контроля, что помимо любовной и пейзажной лирики барды нет-нет да и запоют сатирически об общественных несовершенствах. Шигин рассказывает об одном из первых больших концертов в Пензе: «На фестивальной поляне дежурила машина скорой медицинской помощи, туристы были обеспечены чистой водой, которую привезли в бочках. Так же, как и квас. Был организован какой-то буфет... Но разве сравнится эта еда с едой, приготовленной на костре?» На углях действительно почему-то вкуснее, но здесь дело в том, что люди ощутили объятия комсомола, препятствовавшие проявлениям индивидуализма.
Борис Шигин. Свидание с авторской песней.– Пенза: Копи-Ризо, 2020. – 300 с. |
Книга Бориса Шигина еще и тем хороша, что можно взять гитару и приобщиться:
Em Am
Откуда начинается река?..
B7 Em
Как возникает первая строка,
D7 G
Когда перо берет твоя рука
Am B7
И пишет слово?..
И прочие столь же свежие и небывалые откровения. Это была песня Владимира Туриянского.
Лев Аннинский верно отметил в свое время, что авторская песня – уникальное явление нашей культуры. На Западе обычно собираются в парках и поют гимны различных сект, иногда очень красивые. Но и в авторской песне, в этом кругу избранных, со временем воздвиглась своя иерархия, подвергать сомнению которую было и остается сродни богохульству. Многие авторы-исполнители стали вполне респектабельными советскими деятелями искусства, выпускали пластинки, давали концерты. Борису Шигину, организатору многих фестивалей, клубов, один из которых носил довольно точное название «Поющие поэты», чья профессиональная жизнь связана с авторской песней, удалось выстроить ее историю начиная с 1960-х годов, познакомить нас с именитыми бардами, с их непростыми биографиями. Рассказано о том, что космонавты любили песни Юрия Визбора, о сотрудничестве Сергея Никитина и Виктора Берковского, авторов хита «Под музыку Вивальди», которую взял в свой репертуар оркестр Поля Мориа, об истории создания ответвления туристской песни...
Борис Шигин замечает, что мэтры авторской песни никогда не были бедны или притесняемы, а сейчас направление радостно влилось в шоу-бизнес. Автор ничего не скрывает, а потому перед нами почти исчерпывающее исследование, в котором спокойно, объективно и со знанием дела описывается противоречивый мир авторской песни.
комментарии(0)