Юрий Визбор и в кино играл, и в своих песнях часто выступал как настоящий актер. Кадр из фильма «Июльский дождь». 1966
20 июня – день рождения журналиста, поэта, барда и киноактера Юрия Визбора. Опять будет большой концерт исполнителей его песен, на этот раз он состоится в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. И снова в Сретенском дворике (дом № 12 по Панкратьевскому переулку) соберутся любители попеть песни Визбора в неформальной обстановке. Как соберутся, может быть, уже часов в пять вечера, так и будут петь допоздна, часов, может быть, до одиннадцати…
Вспомним его творчество и мы. О песнях-монологах Визбора «НГ-EL» писал год назад – в номере от 18.06.20. Давайте поговорим теперь о его песнях-диалогах.
В наше время начали находить новые грани и открывать новые стихи поэтов-шестидесятников – Бориса Слуцкого, Новеллы Матвеевой, Арсения Тарковского. Вот и Визбор. В его песнях тоже находят новые мотивы и открывают новые интонации.
Визбор был хорошим актером и в свое время свои песни-диалоги изображал мастерски. Но недавно на онлайн-посиделках поэта, барда и ученого Александра Городницкого (см. «НГ-EL» от 08.10.20) американский бард и исполнитель Джошуа Ланца великолепно исполнил песню Визбора «Излишний вес», но «поставил» он этот мини-спектакль по-другому – не так, как некогда играл автор.
У Визбора в ресторане аэропорта встречаются две брутальные дамы и начинают диалог (кстати, сам Визбор называл эту песню «Разговор двух дам, подслушанный правдивым автором в ресторане аэропорта города Челябинска, в то время когда туда по случаю непогоды совершали посадки самолеты различных направлений»):
– Я не поняла, вы заказали?
– Нет, не приходил еще, злодей,
В этих ресторанах при вокзале
Нас и не считают за людей.
– Я во Владик жму из Ленинграда,
Муж там без меня на стенку влез, а Вы?
– Владика мне даром и не надо,
Я в Мацесту, сбросить лишний вес.
Ланца сделал по-другому, он сделал одну из дам томно-романтической, ее он изображал мягким воркующим голосом:
– Встаньте, дорогая, и пройдитесь,
Ой-ой-ой, вот тут у вас висит.
А другую, как в трактовке Визбора, оставил брутальной:
– Крошка, при моем-то аппетите
Еле помещаюсь я в такси.
Вышло этого у американца, поющего с милым акцентом, замечательно. Томная дама говорит, а брутальная ее перебивает. Прямо хотелось посочувствовать обеим героиням микроспектакля. Ну а конец диалога про излишний вес двух дам хоть и известен, но все же удивляет:
– Где ж официант, будь он не ладен?!
– Вон он, приближается, злодей.
– Будьте добры,
мне четыре порции оладий
со сметаной.
– Мне картошки, пива и сельдей.
Очень, очень любопытно писал Визбор. Вот, например, диалог «Телефонный разговор», который на самом деле написан как монолог, но выстроен по форме диалога.
Все в суматохе дел…
Ну, а ты что молчишь?
Только женщина, любившая когда-то, а может быть, любящая лирического героя и сейчас, в этом диалоге молчит. А о ее словах и мыслях мы узнаем из уст того же лирического героя:
– А правда, что говорят?..
А кто он, коль не секрет?
А-а, военный моряк,
В общем, жгучий брюнет.
А сына как назвала?
Спасибо. Не ожидал…
Значит, жизнь удалась?
Все прошло без следа?
И снова – это мини-спектакль. То, что их можно так подавать, стало осознаваться только сейчас.
Или вот еще одна хорошо известная песня-диалог про неприкаянного человека, едущего куда-то (а скорее всего от своих проблем) в такси:
А счетчик такси стучит,
И ночь уносит меня.
От разных квартир ключи
В кармане моем звенят.
Чем привлекателен этот герой? Ведь он чуть ли не многоженец, стало быть, человек не очень моральный… А видимо, тем, что все мы бываем на распутье. Таксист пытается разговорить пассажира простыми вопросами. А вот что творится на душе у пассажира?
– Сегодня у нас среда?
– Сегодня у нас беда.
– Да брось ты, все ерунда.
А все же везти куда?
А есть ли у Визбора песни-диалоги про горы? Да, конечно. Вот песня-диалог памяти альпиниста Миши Хергиани:
– Ну вот и поминки за нашим столом.
– Ты знаешь, приятель, давай о другом.
– Давай, если хочешь. Красивый закат.
– Закат то, что надо, красивый закат.
– А как на работе? – Нормально пока.
– А правда, как горы, стоят облака?
– Действительно, горы. Как сказочный сон.
– А сколько он падал? – Там метров шестьсот.
– А что ты глядишь там? – Картинки гляжу.
– А что ты там шепчешь? – Я песню твержу.
– Ту самую песню? – Какую ж еще…
– Ту самую песню, про слезы со щек.
– Так как же нам жить? Проклинать ли Кавказ?
И верить ли в счастье? – Ты знаешь – я пас.
Лишь сердце прижало кинжалом к скале…
– Так выпьем, пожалуй… – Пожалуй, налей…
Да, именно так поминают друзей-альпинистов столь близкие Визбору участники диалога на поминках. Мишу Хергиани помнят и сейчас. В Местиа, столице Сванетии, есть музей альпиниста Хергиани.
Лирические песни Визбора не утратили своей притягательности и в наше время. Потому их и поют. Вот житейско-философский диалог «позднего» Визбора.
– Смотри-ка, моя дорогая, к нам радуга в гости!
Какие законы Ньютона – лучей преломленье!
– Ах, глупенький, радуга – это ведь временный мостик
От неба до поля, от вечности и до мгновенья.
– Смотри-ка, моя дорогая, вот веточка мая!
– Ах, глупенький, это привет от далеких созвездий.
– Какая ж ты умная, право, моя дорогая...
– Конечно, мой милый, ведь в небо смотреть интересней.
К диалогам, которые на сцене можно поставить в виде мини-спектаклей, можно отнести и песню военной тематики:
– Товарищ генерал, вот добровольцы,
Двадцать два гвардейца и их командир.
Построены по вашему...
– Отставить, вольно,
Значит, вы, ребята, пойдете впереди.
Все сдали документы и сдали медали,
К бою готовы, можно сказать.
– Видали укрепления?
– В бинокль видали.
– Без моста, ребята, нам город не взять.
Пожалуй, можно отнести к диалогам и «Печальную балладу о несчастном укушенном». Начинается баллада почти с душераздирающего крика незадачливого влюбленного человека: «Ах, жертва я доверия, беды своей родитель». И дальше лирический герой начинает объяснять врачам: «Такая симпатичная, не думал, что змея!» А получив совет врачей: «Я дам совет. Укушенный. Не верьте вы людЯм!» – лирический герой отвечает совершенно в духе, в общем-то, довольно любвеобильного Визбора:
– Э, нет, – говорю, красавица, без веры не пойдет,
Уж лучше пусть кусаются, само потом пройдет!
Думаю, и эту песню можно поставить в виде мини-спектакля.
Ну и как не вспомнить знаменитого технолога Петухова, ведущего диалог с африканским принцем о житье-бытье в нашей стране. Про то, что «мы делаем ракеты/ И перекрыли Енисей,/ А также в области балета,/ Мы впереди планеты всей!». Про этот диалог я уже писал, но не грех и повторить. Диалог в 70-х был настолько популярен, что власти с него начали воспитательную работу с Владимиром Высоцким, которому в то время приписывали все популярные нонконформистские вещи. По ошибке приписали и «технолога Петухова» его авторству.
Песня от имени технолога Петухова, открывающего наш «главный секрет», что отечественное «искусство в наш век сильнее всех ракет», была хитом в 70–80-х, но неожиданно стала хитом в наше время. Такая жизнь. Ну и сам технолог Петухов, лукаво ухмыляющийся со словами «но все ж мы делаем ракеты». Этот мини-спектакль теперь на сцене исполняют даже в сопровождении балерин на подтанцовке, изображающих маленьких лебедей. Хорошо хоть обошлось без ракет...
комментарии(0)