Александра Косарева. «Запомните меня живым». Судьба и бессмертие Александра Косарева / Литературная обработка Анатолия Головкова.
– М.: Перо, 2021.
В конце ноября 1938 года Александра Косарева арестовывал не какой-нибудь лейтенант ГБ, а лично шеф НКВД Берия – это означало, что арестант попадал в особую группу из костоломов и нравственных уродов. Но самое главное: комсомольского вожака, номенклатуру ЦК ВКП(б), могли брать только по личному указанию «вождя народов», не иначе. Какой же зуб мог иметь Сталин на 35-летнего обаятельного руководителя комсомола, взращенного под его собственным непогрешимым крылом? Еще Мандельштам подметил сумбурность сталинских репрессий: «Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…»
Такой оказалась и практика. Родился Александр Васильевич Косарев в 1903 году на окраине Москвы, окончил три класса церковно-приходской школы (потом продолжал учебу на различных курсах), начал работать с девяти лет на предприятиях. Осенью 1917 года вступил в поддерживаемый большевиками молодежный III Интернационал, в ноябре 1918 года вступил в комсомол, а через год – в РКП(б). С 1923 года – первый секретарь Бауманского райкома комсомола, затем работал в молодежном Коминтерне. Один из создателей добровольного спортивного общества (ДСО) «Спартак». С 1927 года секретарь ЦК ВЛКСМ, делегат съездов ВКП(б), культовая фигура среди молодежи. Удостоился даже публичного поцелуя вождя (великий актер прошептал на ухо наивному Саше: «Если изменишь, убью…»).
На первый взгляд абсолютно безупречная биография преданного партии комсомольского вожака. Однако на пленуме ЦК ВКП(б) в августе 1937 года подвергнут критике за политическую беспечность в отношении врагов народа, а в ноябре 1938 года снят с должности первого секретаря и почти сразу арестован. Почему? Не шибко старался с разоблачениями. Да еще рьяно защищал обвиняемых, не лизал вождя. Разве это не криминал? Но существовали и другие причины. Жена Косарева, Мария Нанейшвили, родом из старой революционной семьи, где хорошо знали отнюдь не безупречное прошлое Кобы и его подручного Берии. Однажды сам генсек прямо объявил любимцу молодежи, что отец Марии, Виктор Иванович Нанейшвили – его заклятый враг. Так что топор злопамятного вождя повис над Косаревым задолго до развязанной им кампании по поиску врагов народа. Особое отношение к заключенному Косареву выразилось в изощренных пытках холодом и огнем, зверских избиениях с целью добиться признания в работе на польскую разведку. Не добились. И уже в 1939-м спешно расстреляли.
А между тем он был вождем комсомола, не только выполнявшего указания партии в плане классовой борьбы, но и активно участвующего в индустриализации страны, жилищного строительства, ликвидации неграмотности. Большинство молодежи было наивно и романтично, коммунизм представляло как некий рай на земле, царство добра и справедливости. Ну а большевистские лозунги мировой революции, провозглашенные не только Троцким, но и самим Лениным, были притягательными для многих. Кстати, Сталин на практике никогда не отказывался от идеи мировой революции (создание стран народной демократии).
Хрущев обещал «похоронить капитализм», поддерживал кубинскую революцию, а Брежнев поддерживал свержение короля Дауда и революцию в Афганистане. Тем не менее в 30-е годы под флагом борьбы с «троцкистами» пошли под нож все бывшие до Косарева четыре комсомольских вожака.
Авторы книги «Запомните меня живым» – внучка героя этого издания Александра Косарева и писатель Анатолий Головков – создали незаурядное произведение, проникнутое болью за страну, окрашенное ненавистью к любой тирании. «Отец народов», лицемерно прикрываясь лозунгом «сын за отца не отвечает», карал близких и дальних родственников пожестче любой инквизиции. Так, жена Косарева Мария отсидела в тюрьме и норильской ссылке 16 лет (в ссылке находилась также и ее дочь Елена), отец Марии Виктор Нанейшвили был расстрелян, а брат также отправлен в Норильск.
Революционер Иосиф своим карательным размахом и беспримерной жестокостью намного превзошел Нерона и всех русских царей. Авторы не только касаются судьбы Косарева, но и охватывают другие сталинские зверства, что делает книгу глубже и интереснее.
К сожалению, книга вышла без рекламы и ничтожным тиражом, и хочется надеяться на помощь всех, кому дорога историческая память, – ведь психоз 30-х годов носил не только партийный, но и общенародный характер, это доказывает 2 млн (!) доносов «честных граждан». Увы, в наше время все государства имеют гораздо больше возможностей для оболванивания своих подопечных. Как говорил забытый антифашист Юлиус Фучик: «Люди, будьте бдительны!»
комментарии(0)