Александр Алексеев. Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина. Иллюстрация из книги |
Правда, у нас круг его почитателей составляют люди более чем достойные. Наши известные аниматоры Юрий Норштейн и лауреат «Оскара» Александр Петров говорят о нем как о своем духовном учителе. Никита Михалков и Елена Чавчавадзе посвятили ему отдельный фильм в цикле «Русские без России». Великим иллюстратором считал Алексеева наш замечательный дирижер Геннадий Рождественский, бывший прекрасным знатоком книги. Да что говорить, если Борис Пастернак, взяв в руки парижское издание «Доктора Живаго» с иллюстрациями Алексеева, сказал, что он впервые видит художника, который так глубоко проник в его замысел. Михаил Шемякин успел застать Алексеева в Париже и относится к нему и к его произведениям с нескрываемым восхищением. Недавний руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, один из самых известных библиофилов России Михаил Сеславинский написал об Александре Алексееве в ряде своих книг и статей.
Своим предисловием Сеславинский и открыл большую книгу Лолы Звонаревой и Лидии Кудрявцевой.
Надо сказать, что издания, посвященные Алексееву, в России были. В Санкт-Петербурге, к примеру, стараниями племянницы этого замечательного мастера Елены Федотовой в 1999 году вышел сборник статей «Беззвестный русский – знаменитый француз». В Ярославле в 2013 году увидели свет воспоминания дочери – Светланы Алексеевой-Рокуэлл. В ряде научных сборников и журналов, посвященных кинематографу, появлялись статьи об этом художнике, выходили произведения русской классики с его иллюстрациями. Были опубликованы каталоги работ Алексеева из собраний известных коллекционеров Бориса Фридмана и Марка Башмакова. Но до книги Звонаревой и Кудрявцевой такого фундаментального исследования наследия и биографии мастера не было.
Итак, Александр Алексеев (1901–1982). Сын русского военного атташе в Стамбуле. Кадетский корпус, переход вместе с другими кадетами через промерзшие степи во время Гражданской, Константинополь, Париж. Именно там начинающий художник своим невероятным трудом достиг вершин, о которых другие только могли мечтать.
Лола Звонарёва, Лидия Кудрявцева. Потерянный рай Александра Алексеева.– М.: АСТ: Белония М, 2020. – 446 с. |
У него было немало достижений. Иллюстрации к Достоевскому, Толстому, «Доктору Живаго» Пастернака, «Слову о полку Игореве», французской классике. Фильмы «Спящая красавица» и «Нос» по повести Гоголя поразили современников. И особенно в конце жизни его все больше и больше мучила тоска по России, которую он пытался воскресить в своих шедеврах.
Судя по всему, этот замечательный мастер покончил с собой в своей парижской студии в 1982 году.
И вот эту яркую, мощную жизнь взялись реконструировать филолог Лола Звонарева и искусствовед Лидия Кудрявцева. Среди прочего авторы получили доступ к архиву Алексеева в швейцарском фонде Art Ex East, и многие неизвестные доселе источники стали доступны.
Несколько лет исследовательницы работали над книгой, выстроив ее по годам. От первых детских впечатлений маленького сына русского дипломата, вглядывающегося в Босфорский залив, до последних дней художника в Париже. Все события жизни мастера даны сквозь «магический кристалл» его воспоминаний и свидетельств близких, а также искусствоведческого анализа произведений, будь то иллюстрации к «Братьям Карамазовым» или анимационный пролог и эпилог, созданный для фильма Орсона Уэллса «Процесс» по роману Кафки. Картина эта впоследствии была признана одним из шедевров мирового кинематографа.
«Мучеником светотени» назвал Осип Мандельштам великого Рембрандта. И Александр Алексеев всю жизнь искал гармонию черного и белого, улавливая страшные отзвуки ХХ века. Именно поэтому его творчество получает такие высокие оценки.
комментарии(0)