0
3796
Газета Non-fiction Печатная версия

28.04.2021 20:30:00

Не покупать мундира заморского

Впервые изданы мемуары великого промышленника

Тэги: история, предпринимательство, пароход, эмиграция, меценат, россия, серпухов, франция, петр первый, деникин, врангель, одесса, мятеж


16-15-1480.jpg
Предприниматель и меценат Николай
Каштанов.  Фото 1910-х годов.
Иллюстрация из книги
В 1919 году старый пароход «Кронштадт» отплыл из Одессы, к которой уже подходили большевистские части. На борту было множество людей, спасавших свои жизни. Но часть экипажа оказались приверженцами идей побеждающего пролетариата и попыталась затопить пароход и уйти на подготовленных лодках.

Такой поворот событий предотвратили юнкера Одесского военного училища, находившиеся среди пассажиров. Они подавили мятеж, но пароход получил повреждения и стал тонуть. Одним из тех, кто своим поразительным мужеством подавал другим пример, оказался московский промышленник, заступивший на работу в машинное отделение. Звали его Николай Тимофеевич Каштанов. Через несколько дней все были спасены английским миноносцем и кораблем Русского добровольного флота.

Владелец крупных суконных производств, один из самых известных меценатов России, он был более чем уважаем как на родине, так и в эмиграции. Директор-распорядитель товарищества суконной мануфактуры «Братья Каштановы» в Серпухове, председатель правления Московского промышленного банка, член Московского коммерческого суда. Строил школы, больницы. У этого человека было очень много должностей. И девиз, которому он старался следовать всю жизнь: «Целью всей такой упорной работы и затраченной энергии Н.Т. была у него одна, чтобы дать доброкачественный и дешевый товар потребителю российского рынка, который не только не должен был бы «покупать мундира заморского», по задаче, данной еще Петром Великим суконной зарождавшейся промышленности, но и не покупал бы вовсе заграничных изделий». Н.Т. – так именовал себя в третьем лице сам Николай Тимофеевич.

Не правда ли, как современно звучит эта цитата из воспоминаний Николая Каштанова, который начал их писать в оккупированном немцами Париже в 1942-м? Впоследствии рукопись мемуаров оказалась за океаном в архиве Колумбийского университета. С немыслимыми усилиями копию бесценного труда получил двоюродный правнук промышленника, москвич Василий Зыбин. Прежде всего благодаря ему воспоминания увидели свет в столичном ИЦ «Краеведение» под эгидой Российского института наследия имени Д.С. Лихачева.

16-15-11250.jpg
В России и эмиграции:
Воспоминания Николая
Тимофеевича Каштанова
(1874–1950), предпринимателя
и общественного деятеля.– М.:
ИЦ «Краеведение»,
2020. –240 с.
Записки Каштанова – еще один неоценимый источник по истории русского купечества. Он с огромной теплотой пишет о своих предках, крестьянах-старообрядцах, о жизни в благословенные дореволюционные времена в купеческом доме, о развитии промышленности в России. Рассказывает о женитьбе на купеческой дочери Екатерине Кудрявцевой, быте и нравах элиты российских промышленников. Поражаешься точной фактографической памяти мемуариста, четко и точно передающего события минувшего. Конечно, перед нами проходят и страшные картины эпохи русской смуты. Посидевший в тюрьме и едва не расстрелянный новой властью, Николай Тимофеевич был близок к генералам Деникину и Врангелю, а оказавшись во Франции, продолжал делать все для своих соотечественников. Он стал первым товарищем председателя общества «Икона», жертвовал значительные средства на создание в Париже Сергиевского подворья и нужды храма Александра Невского.

Николай Тимофеевич умер в столице Франции в 1950 году. Его мемуары более чем актуальны сегодня, когда нам еще раз надо понять, что такое настоящее служение своей стране.




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4239
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2037
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2206
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1539

Другие новости