Общество «Старый Петербург» изучало историю города во всех нюансах. Людвиг Бонштедт. Невский проспект у Аничкова моста. Акварель. 1847. Иллюстрация из книги Альбина Конечного «Былой Петербург». М., 2021
На третьем году большевистской революции в бывшей столице Российской империи произошло важное культурное событие – появилось общество «Старый Петербург». В его рядах объединились историки, краеведы, знатоки искусства, застройки, быта города на Неве. Общество за годы работы привлекло к сотрудничеству известных писателей и деятелей культуры, выпустило множество изданий, ныне высоко ценимых библиофилами. (С 1925 года оно называлось «Старый Петербург – Новый Ленинград».) Кстати, в те же месяцы ровно 100 лет назад основано и общество «Старая Москва».
В начале 1920-х годов в России царил настоящий краеведческий бум. После тягот войны и красного террора уцелевшая интеллигенция рвалась на свежий воздух, на познавательные прогулки. Начиналась перестройка учебных и научных методик, возникали новые дисциплины и курсы. Из-под спуда извлекались рукописи, созданные в царское время и в пору военного коммунизма: теперь публиковаться становилось проще. Молодые ученые и исследователи-энтузиасты видели в экскурсиях новый вид познания истории и современности. На фоне царившей повсюду разрухи в больших и малых городах страны открывались кружки, курсы, секции краеведов. (В одной из таких секций начинал свой путь известный в будущем пушкинист, директор музея в Михайловском Семен Гейченко.) В 1921 году возникло общество «Старый Петербург». В его совет входили архитектор Лев Ильин, композитор Борис Асафьев, художник Александр Бенуа, директор Эрмитажа Сергей Тройницкий и другие уважаемые в городе люди. Цели общества формулировались так: «Изучение, популяризация и художественная охрана Санкт-Петербурга и его окрестностей». Развернулась большая работа. Членами общества проводились регистрация памятников культуры, раскопки и реставрация в мемориальных местах, благоустройство исторических садов и парков. Составлялись библиографии и картотеки. Проводились экскурсии для школьников и взрослых. Выпускались книги – в том числе по литературной топографии Петербурга – Петрограда, устраивались выставки, вечера, диспуты. Члены общества выступали консультантами по вопросам старины, вносили предложения по топонимике, по организации новых музеев. Выездные заседания проводились на фабриках и заводах. Лекторами и докладчиками на семинарах выступали историк Сергей Платонов, юрист и литератор Анатолий Кони. В работе общества участвовал академик архитектуры Иван Фомин. На одном из вечеров в 1931 году Алексей Толстой читал отрывки из романа «Петр I».
Одним из инициаторов создания общества был Николай Анциферов. Он считал, что город нельзя изучать «механически», как набор достопримечательностей, а нужно рассматривать как целостный культурно-исторический организм. Что город или определенный памятник должны быть источником не только познания, но и эстетического впечатления и нравственного переживания. Его разработки по организации и методике проведения экскурсий «не потеряли актуальности и в наше время», утверждает культуролог Альбин Конечный в книге «Былой Петербург» (М., 2021). Анциферов много занимался литературным петербурговедением, анализировал образ города в творчестве писателей и отображение урбанистической среды в художественном тексте. На основе своих градоведческих разысканий в Научно-исследовательском экскурсионном институте Анциферов создал книгу «Душа Петербурга» (1922) – шедевр «поэтического краеведения». Следующую книгу, «Быль и миф Петербурга», он также написал в форме историко-культурных экскурсий. Анциферов посвятил множество работ топонимике Петербурга и отдельным районам – их он рассматривал как «микрокосмы городского организма». Предметами его исследований в разные годы становились также Новгород, Ярославль, пушкинская и тургеневская Москва. Труды Анциферова в последние годы регулярно переиздают, выходят исследования о нем. В городе Пушкин несколько лет назад появилась Анциферовская улица.
В 1930-е аполитичные краеведы попали под подозрение. Еще бы: интересуются дворянскими усадьбами и заброшенными храмами, составляют родословные аристократических семейств… Не иначе под видом реставрации памятников замышляют реставрировать царский строй. Арестовали и отправили в лагеря многих – в том числе Анциферова и его коллег по обществу «Старый Петербург».
Власти предъявили к организации ряд претензий: якобы здесь мало внимания уделяли достижениям советской власти и саботировали просветительскую деятельность среди рабочих. В итоге охрану памятников от общественных организаций передали местным официальным властям. А в 1938 году «по предложению Ленсовета» общество «Старый Петербург» было упразднено. Лишь с конца 80-х стали появляться исследовательские публикации о его многогранной деятельности.
комментарии(0)