0
4249
Газета Non-fiction Печатная версия

14.04.2021 21:00:00

Флигель на Пречистенке

Хорошие и «нехорошие» квартиры Михаила Булгакова

Тэги: краеведение, история, москва, михаил булгаков, склифосовский, гражданская война, квартира, врач, памятник, театр, драматургия, собачье сердце, мастер и маргарита, гоголь, пречистенка


14-15-1480.jpg
Автор «Мастера и Маргариты» отлично знал
улицы и закоулки Москвы. Михаил Булгаков
на балконе дома в Нащокинском переулке.
Фото Наталии Ушаковой. 1935. Иллюстрация
из книги Бориса Мягкова «Булгаков
на Патриарших». М., 2008
Михаил Булгаков прожил в Москве 18 с половиной лет. По рассказам мемуаристов, уже к середине 20-х годов он знал город так, что мог быть гидом. Репортерская работа, пристальный интерес к городской среде, общение со старожилами превратили Булгакова в настоящего знатока улиц и закоулков Москвы. Недаром его проза полна топографически достоверных реалий. Множество сохранившихся зданий и уголков Москвы и сегодня хранят память о писателе и его литературных героях. 18 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Время пройтись по некоторым его московским адресам.

Писатель прибыл на Брянский (ныне Киевский) вокзал столицы 28 сентября 1921 года. В его чемодане лежали рукописи не опубликованных еще рассказов, а в голове зрел замысел романа о Гражданской войне. Первым пристанищем писателя в Москве стало Тихомировское студенческое общежитие (Малая Пироговская улица, 18). Здесь Булгакова приютил его давний, еще с киевских времен, знакомый – врач Николай Гладыревский. Дом существует и сегодня – правда, в советское время его сильно перестроили. Уже через несколько дней Булгаков поступил на службу – секретарем в ЛИТО (литературный отдел) Главполитпросвета. Это учреждение располагалось в огромном, занимающем целый квартал доме № 6 по Сретенскому бульвару. Его в 1899–1902 годах построил для страхового общества «Россия» архитектор Николай Проскурнин. Строилось здание в неоренессансном стиле с непременными для той поры элементами модерна. Комфортабельность его апартаментов вызывала зависть самых состоятельных московских домовладельцев. Между двумя частями этого дома и сейчас существует небольшой проезд, огороженный красивой чугунной решеткой. Он был устроен по настоянию городских властей, боявшихся за пожарную безопасность громадного здания. В ЛИТО Булгаков работал два месяца. А потом в его жизни началась чехарда временных служб и подработок (включая участие в бродячей актерской труппе). И лишь в апреле 1922 года он устраивается на постоянную работу – обработчиком писем в газету «Гудок», настоящую кузницу новой журналистики и литературы. Редакция «Гудка» в 20-е годы не раз переезжала; наиболее известное место ее дислокации – бывший Воспитательный дом на Москворецкой набережной, ставший после революции Дворцом труда. Толчея его мелких контор и газетно-журнальных редакций запечатлена в романе «Двенадцать стульев». В конце 30-х этот дворец постройки второй половины ХVIII века перешел в ведение военных и оставался в их распоряжении до 2013 года.

Помнит Булгакова и знаменитый десятиэтажный «дом Нирнзее» постройки 1912 года (Б. Гнездниковский пер., 10) – самый высокий в тогдашней Москве. Булгаков приходил сюда по делам ЛИТО, а позже посещал редакцию газеты «Накануне», в которой печатался. В феврале 1929 года в одной из квартир этого дома Булгаков познакомился с Еленой Шиловской, своей будущей третьей женой. Сцена эта, в перевоплощенном виде, вошла в роман «Мастер и Маргарита» как первая встреча героев на углу Тверской улицы и «кривого, узкого переулка».

Еще один памятный дом стоит на углу Пречистенки и Чистого переулка. Здесь с дореволюционных времен жил родственник Булгакова Николай Михайлович Покровский, известный в городе врач. Именно он, по мнению исследователей, стал прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Но образ этот, конечно, собирательный и во многом фантастический. У своего дяди Булгаков неоднократно останавливался в «бездомную» пору.

Большая Садовая, дом 10 – самый знаменитый из всех адресов Булгакова. Дом этот был построен в 1902 году в модном среди продвинутой буржуазии стиле ар-нуво, с элементами венского сецессиона. В нем жил и работал художник Петр Кончаловский; в мастерской сценографа Георгия Якулова бывал Есенин со свитой поэтов-имажинистов… В начале 20-х годов бывший доходный дом табачного фабриканта Ильи Пигита стал жилищной коммуной, одной из первых в Москве. Поселился здесь и скромный газетный служащий Михаил Булгаков. Прожил он в этом доме три года, позже поселил здесь героев романа «Мастер и Маргарита» («дом 302-бис»). Еще с 1970-х здание стало объектом паломничества поклонников булгаковской прозы, местом встречи фанатов. В «нехорошей квартире» № 50 ныне – Государственный музей М.А. Булгакова, а в квартире № 34, куда писатель переехал в августе 1924-го, – культурный центр «Булгаковский дом». На Большой Садовой были написаны повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», роман «Белая гвардия», автобиографический цикл «Записки на манжетах», множество рассказов, очерков, фельетонов.

После нескольких месяцев жизни в мезонине бывшей усадьбы Бибикова (постройка начала ХIХ века) на Большой Никитской, д. 46, в жизни Булгакова наступил «пречистенский» период. Так исследователь Борис Мягков называет 1924–1927 годы, когда писатель жил в переулках близ этой старинной улицы, а также посещал друзей и знакомых, обитавших в этих краях. Увы, дома близ Пречистенки, где квартировал Михаил Афанасьевич, не сохранились. Известны лишь их адреса: Чистый переулок, 9, и Малый Левшинский переулок, 4. Любовь Белозерская позднее вспоминала: «Мы живем в покосившемся флигельке во дворе дома № 9 по Обухову, ныне Чистому переулку… Дом свой мы зовем «голубятней». Это наш первый совместный очаг. Михаил Афанасьевич работает фельетонистом в газете «Гудок». Домой приносит читательские письма – частных лиц и рабкоров. Часто вечером мы их читаем вслух и отбираем наиболее интересные для фельетона». (Со второй женой писатель познакомился тоже на Пречистенке, на литературном вечере.) Вскоре газетную службу Булгаков оставил. В эту пору он стал по-настоящему известным писателем и драматургом. В пречистенских переулках родились повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», пьесы «Багровый остров» и «Бег». Тогда же опубликована «Белая гвардия», а «Дни Турбиных» поставлены на сцене Художественного театра. В пору недолгого театрального успеха Булгаков снова переехал. «Он поселился на Большой Пироговской. При нэпе появились люди, которые имели право построить небольшой дом и становились его частными владельцами. У одного из таких застройщиков Булгаков и арендовал трехкомнатную квартиру, немалая по тем временам роскошь…» – вспоминал драматург Сергей Ермолинский. Здесь писатель прожил семь лет – дольше, чем где бы то ни было в Москве. В письмах и дневниковых записях Булгакова фигурирует адрес: Большая Пироговская, дом 35а (иногда «б»), кв. 6. Дома под обеими литерами – двух- и трехэтажный – были снесены в начале 60-х, и на их месте построили шестиэтажный корпус. Однако планировка квартир первого этажа осталась приблизительно той же, что и в 30-е. Там, где Булгаков создавал первые наброски «Мастера и Маргариты», много лет находилась диспетчерская коммунальной конторы. Но недавно «жилтоварищей» переселили, и в исторических комнатах создается экспозиция булгаковского музея. А рядом в 2018 году установили памятник работы скульптора Георгия Франгуляна. Михаил Афанасьевич изображен в динамике, почти летящим. Шляпа в руке, пальто распахнуто, папироса вот-вот уронит искры. Под ногами – растрепанная пачка рукописей. То ли он парит по волнам вдохновения, то ли прорывается куда-то сквозь московскую непогоду, то ли пытается противостоять холодному ветру истории… По иронии судьбы забронзовевший экс-врач Булгаков ныне находится в самом центре клинического квартала, окруженный изваяниями выдающихся российских медиков – Пирогова, Абрикосова, Сеченова… Местные жители, присев на лавочку у памятника, рассказывают анекдоты: «Булгаков очень любил Гоголя. И вот однажды напротив дома на Пироговке, где он жил, установили памятник Николаю Васильевичу… Склифосовскому». Или еще, в продолжение темы: «Смотрит Склифосовский на памятник Булгакову и говорит с укоризной: «Эх, Миша, Миша, и зачем ты бросил медицину? Был бы сейчас уважаемым врачом, профессором, как я…»

В середине 30-х Булгаков вернулся в район Пречистенки. Последний его адрес – Нащокинский переулок (в то время улица Фурманова), дом 3/5. Здание, к сожалению, до наших дней не сохранилось. В этой квартире написаны пьесы «Пушкин» и «Иван Васильевич», «Театральный роман», киносценарии, оперные либретто. Здесь Булгаков до последних дней жизни работал над своим главным, в ту пору засекреченным романом, который опубликуют через четверть века после смерти автора. «Осенью 1939 года болезнь его открылась, – вспоминал Ермолинский. – Резко ослабло зрение. Врачи определили остроразвивающуюся высокую гипертонию. Он знал, что это склероз почек, и знал, к чему это должно привести». И 10 марта писатель скончался.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2029
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
2468
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
2848
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3077

Другие новости