Кажется, даже архитектура Англии стоит на страже традиций. Но это только кажется… Фото Андрея Щербака-Жукова
Британец Мэтт Хейг – автор разнообразных дарований. Его сказку «Мальчик по имени Рождество» называют новой классикой наряду с произведениями Джоан Роулинг, но престижные награды Хейг получает именно за романы – «Семья Рэдли», «Люди и я»… «Последнее семейство в Англии» несет признаки детектива-триллера, нравоучительного английского романа, даже Теккереевой «Ярмарки тщеславия». Обстановка узнаваема, словно в «Мэри Поппинс»: британское семейство – родители, брат и сестра, и приехавшая к ним на старости лет бабушка. Ну и лабрадор Принц, от лица которого ведется повествование. Как известно, британцы обожают своих домашних любимцев, в особенности котов. В «Последнем семействе…» живет кошка одной из азиатских пород по имени Лапсанг – это, кстати, название сорта чая, что добавляет повествованию киплинговского колониального аромата; впрочем, кошка самостоятельна и на хозяев ей по большей части… все равно.
«Кодекс лабрадоров» предписывает изо всех сил охранять семью. Охранять не от грабителей, а от тенденций внутреннего распада. «Счастье и безопасность человеческих Семейств покоятся на жертве. Нашей жертве… Никогда еще не было так сложно поддерживать гармоничную Семейную среду, и никогда это не было столь жизненно необходимо». Здесь речь не идет о всевозможных современных разрушительных тенденциях противоприродного свойства. У каждого из членов семьи, кроме, пожалуй, старомодной бабушки, скелет в шкафу. Жена не может устоять против обаятельного соседа, муж разрывается между отношениями на стороне и необходимостью сохранить семью, дочка связалась с хулиганом, да и сын чуть было не пошел по кривой дорожке.
Мэтт Хейг. Последнее семейство в Англии / Пер. с англ. К. Чистопольской.– М.: Livebook, 2020. – 348 с. |
Во время прогулки в парке он ищет своего наставника, старшего лабрадора – тот внезапно пропал. Принц даже обращается к белке, но та отвечает в стиле британской литературы: «Послушай, – продолжал я, следуя за ней по земле. – Я должен его найти. Это очень важно… – Эй, это ты послушай, псина. Не мой вид, не моя проблема». Другой пес, грубый, опасный, любит нанюхаться из помойки – это у них вроде алкоголя, вдруг решил просветить Принца: «Я поделюсь с тобой своей теорией: человеческие Семьи обречены на распад. Они хотят слишком многого. Болтают слишком много. (слово «Болтают» выделено Хейгом. – С.Ш.). Они построены на лжи, которая может выйти наружу, а может и нет, но они все равно распадаются. Ну, так почему бы и нам не соврать?..» Однако лабрадор Принц считает, что ложь не должна выходить наружу. Кончается это для него скверно – разговор о жертве в начале книги, хоть раздражает и пугает, художественно уместен.
комментарии(0)