0
1392
Газета Non-fiction Печатная версия

10.03.2021 20:30:00

Ковчег конструктивиста

Эль Лисицкий оформлял книги и проектировал здания

Тэги: краеведение, история, архитектура, дизайн, книги, художник, эль лисицкий, александр родченко, конструктивизм, маяковский, эренбург, музей, москва, парк горького, вднх, библиотека


В Музее Москвы проходит юбилейная выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Ее кураторы составили и выложили на сайте довольно любопытную карту вхутемасовской Москвы. На ней – адреса, связанные с деятельностью Высших художественно-технических мастерских, с жизнью и творчеством их преподавателей и студентов. Среди прочего там обозначены и дома, где в 20-е годы жили выдающиеся художники книги – Александр Родченко, Владимир Фаворский (на Мясницкой, 24), Эль Лисицкий (на Новокузнецкой, 33).

Но воображаемая экскурсия «Москва Эль Лисицкого» могла бы включать и другие места. Например, здание ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке. Ведь в предреволюционные годы Лазарь Лисицкий, выпускник архитектурного факультета Политехнической высшей школы в Дармштадте, оформлял интерьеры Музея изящных искусств. И даже разработал художественную концепцию Египетского зала.

В области книжного дизайна Лисицкий совершил настоящий переворот. Склонность к изобретательству и эксперименту проявилась уже в первой его книжно-дизайнерской работе – «Пражской легенде» Мойше Бродерзона (1917). Эта поэма была выпущена в форме свитка тиражом 110 литографированных экземпляров, из которых 20 помещены в деревянный футляр-ковчег. В 20-е годы он предложил по-новому взглянуть на книгу, обнажил ее конструктивную основу. Его лучшие работы тех лет – оформление сборника стихотворений Владимира Маяковского «Для голоса» и книги Ильи Эренбурга «6 повестей о легких концах». Экземпляры упомянутых изданий демонстрировались в 2018 году на большой персональной выставке Лисицкого в Еврейском музее (конструктивистское здание автобусного гаража на улице Образцова).

В предвоенные годы Лисицкий по заказам правительства разрабатывал дизайн крупноформатных подарочных изданий. Книговедам и библиофилам хорошо известна «Индустрия социализма». В издании множество вкладышей, просечных окошек, «раскладушек» и тиснений, фотоматериал изобилует коллажами и панорамами гигантских строек и производств. Один из экземпляров этой чудо-книги хранится в Российской государственной библиотеке на Моховой.

В числе адресов Лисицкого в Москве также 1-й Самотечный переулок, 17, где находится здание типографии акционерного общества «Огонек» (его единственный реализованный архитектурный проект), парк Горького (Лисицкий участвовал в создании генерального плана его развития), ВДНХ (в середине 30-х годов он входил в архитектурно-художественный совет Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и был ее главным художником). Разностороннее творчество Эль Лисицкого дает обширный материал для краеведческих изысканий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Дарья Курдюкова

Древность в жанре фэнтези

0
1040
Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
2966
Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
4911
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2151

Другие новости