В Музее Москвы проходит юбилейная выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Ее кураторы составили и выложили на сайте довольно любопытную карту вхутемасовской Москвы. На ней – адреса, связанные с деятельностью Высших художественно-технических мастерских, с жизнью и творчеством их преподавателей и студентов. Среди прочего там обозначены и дома, где в 20-е годы жили выдающиеся художники книги – Александр Родченко, Владимир Фаворский (на Мясницкой, 24), Эль Лисицкий (на Новокузнецкой, 33).
Но воображаемая экскурсия «Москва Эль Лисицкого» могла бы включать и другие места. Например, здание ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке. Ведь в предреволюционные годы Лазарь Лисицкий, выпускник архитектурного факультета Политехнической высшей школы в Дармштадте, оформлял интерьеры Музея изящных искусств. И даже разработал художественную концепцию Египетского зала.
В области книжного дизайна Лисицкий совершил настоящий переворот. Склонность к изобретательству и эксперименту проявилась уже в первой его книжно-дизайнерской работе – «Пражской легенде» Мойше Бродерзона (1917). Эта поэма была выпущена в форме свитка тиражом 110 литографированных экземпляров, из которых 20 помещены в деревянный футляр-ковчег. В 20-е годы он предложил по-новому взглянуть на книгу, обнажил ее конструктивную основу. Его лучшие работы тех лет – оформление сборника стихотворений Владимира Маяковского «Для голоса» и книги Ильи Эренбурга «6 повестей о легких концах». Экземпляры упомянутых изданий демонстрировались в 2018 году на большой персональной выставке Лисицкого в Еврейском музее (конструктивистское здание автобусного гаража на улице Образцова).
В предвоенные годы Лисицкий по заказам правительства разрабатывал дизайн крупноформатных подарочных изданий. Книговедам и библиофилам хорошо известна «Индустрия социализма». В издании множество вкладышей, просечных окошек, «раскладушек» и тиснений, фотоматериал изобилует коллажами и панорамами гигантских строек и производств. Один из экземпляров этой чудо-книги хранится в Российской государственной библиотеке на Моховой.
В числе адресов Лисицкого в Москве также 1-й Самотечный переулок, 17, где находится здание типографии акционерного общества «Огонек» (его единственный реализованный архитектурный проект), парк Горького (Лисицкий участвовал в создании генерального плана его развития), ВДНХ (в середине 30-х годов он входил в архитектурно-художественный совет Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и был ее главным художником). Разностороннее творчество Эль Лисицкого дает обширный материал для краеведческих изысканий.
комментарии(0)