Встреча «Графа Цеппелина» с ледоколом «Малыгин» в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, 1931 год. Фото: журнал «Советское фото», № 1, 1934. Иллюстрация из книги
Арктика во все времена была суровым и таинственным краем. Но в годы Великой Отечественной войны именно здесь находился единственный на всей западной границе СССР пограничный знак, возле которого захватчики так и не смогли продвинуться на советскую территорию. Хотя защитникам Арктики приходилось не только драться с противником, но и противостоять северным стихиям. Мороз, ветер, штормы, полярная ночь были тяжким испытанием.
Новая книга историка и писателя Алекса Громова посвящена как знаковым, так и малоизвестным подробностям героической эпопеи обороны Арктики. В первой части дается анализ событий, связанных с исследованиями Арктики, предпринятыми до начала Второй мировой войны как СССР, так и другими странами. Помимо рассказа о широко известных отечественных экспедициях и полете германского дирижабля «Граф Цеппелин» над Арктикой в июле 1931 года, приводятся советские архивные официальные документы по закрытию Арктики для иностранцев. Отмечена и очень важная дата для Арктики – 1 сентября 1939 года, начало Второй мировой войны. После этого дня прекратился обмен метеоданными, имевший огромное значение для навигации во всем Северном полушарии.
В тексте детально описаны несколько дней перед 22 июня 1941 года и первые дни Великой Отечественной войны, причем как на суше, так и на море и в воздухе. Отмечено своеобразие военных действий в Арктике – с отсутствия фактора блицкрига (на суше немцы начали нападение спустя неделю после удара главных сил, 29 июня) до проблемы дорог (вернее, их отсутствия) для передвижения моторизованных соединений среди обширных болот, скал. Руководство Третьего рейха вовремя не оценило и роль северных конвоев, доставлявших в СССР по ленд-лизу военную технику, боеприпасы, сырье и продовольствие. Поэтому конвои до весны 1942 года практически проходили без потерь. А вот потом на них началась настоящая охота, что отражено в соответствующем разделе, основанном на официальных документах того времени и на воспоминаниях (порой достаточно эмоциональных) участников конвоев.
Алекс Громов. Арктика в Великой Отечественной войне.– М.: Паулсен, 2020. – 316 с. |
Автор анализирует ряд произведений литературы и искусства, посвященных событиям, происходившим в Арктике во время войны. Например, в 1972 году вышел советский художественный фильм «Командир счастливой «Щуки» режиссера Бориса Волчека – героико-приключенческая картина о моряках-подводниках Северного флота. Там показаны события 1942 года. В это время гитлеровцы готовились к захвату Мурманска, советское командование решило активизировать деятельность Северного флота. Экипаж подводной лодки Щ-721 выполняет задачу по уничтожению вражеского транспорта с солдатами и боеприпасами. Подлодка Алексея Строгова считается счастливой. Экипаж под его руководством творит чудеса и выпутывается из сложных ситуаций.
Сценарий был написан по мотивам реальных событий, хотя образы в фильме собирательные. «Подводная лодка Щ-421, находившаяся в апреле 1942 года в боевом походе в районе Нордкапа под командованием капитан-лейтенанта Федора Видяева, на небольшой глубине подорвалась на противолодочной мине. Это произошло 8 апреля в 8 милях к северу от мыса Нордкап, занятого немцами. В результате взрыва у подлодки оторвало оба гребных винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка и разбило всю корму… Поскольку была реальная опасность, что судно отнесет к вражескому берегу, из двух брезентовых чехлов от дизелей был сшит парус и поднят на перископе…»
Но при всех достоинствах фильма в нем оказались и досадные ляпы. «Во время, показанное в фильме (конец декабря 1942 – и начало января 1943 года), советские военные моряки еще не носили погон, которые появились на флоте с 15 февраля 1943 года. Вторая ошибка – в нумерации самой подлодки. Такого номера – начинающегося с цифры 7 – быть не могло».
До наших дней дошли не только мемуары – отечественные и переводные – участников военных действий в Арктике, но и разнообразная художественная литература. Одна из глав посвящена «Двум капитанам» Каверина – истории создания романа и реальным прототипам героев. В издании рассказывается об известных отечественных писателях и поэтах, которые сражались и трудились в годы войны в Арктике; о том, как была создана легендарная песня «Прощайте, скалистые горы».
комментарии(0)