Фрэнсис Бэкон – историк, политик, государственный деятель, литератор... возможно, еще и Шекспир. Джон Вандербанк. Фрэнсис Бэкон, виконт Сент-Олбанский. Ок. 1731. Национальная портретная галерея, Лондон |
Однако, находясь на вершине славы, получил неожиданный удар, низвергнувший его с вершин политического олимпа: был обвинен (причем, по мнению многих исследователей, несправедливо) в коррупции.
Во время расследования гордый и уязвленный Бэкон не захотел защищать себя и, как следствие, был снят со всех должностей, лишен права заседать в парламенте и занимать государственные должности, у него изъяли Большую печать, наложили штраф в 40 тыс. фунтов и заключили в Тауэр. Правда, через несколько дней король простил ему штраф, выпустил из тюрьмы и даже разрешил бывать при дворе. Но Бэкон до конца дней больше не заседал в парламенте, оставаясь в статусе свободного философа.
Бэкон умер в 1626 году, простудившись во время научного эксперимента. Англия с опозданием, но очень высоко оценила его заслуги перед страной. В 1662 году в честь Бэкона и во исполнение его завещания создана Английская академия наук – «Королевское общество». Сегодня Бэкон считается второй по значимости фигурой в Англии после Шекспира, причем многие шекспироведы-бэконианцы считают, что Фрэнсис Бэкон и есть Шекспир. Так, автор книги «Оправдание Шекспира» Марина Литвинова полагает, что Бэкон имел прямое отношение к имени Шекспир, но только не единолично, а вместе с графом Ратлендом. Между тем Бэкона нередко критикуют за участие в суде над графом Эссексом, который неоднократного выручал Бэкона, но поднял бунт против королевы Елизаветы. Литвинова в «Оправдании Шекспира» доказывает, что Бэкон пошел на этот спорный с моральной точки зрения шаг не ради выгоды, а для спасения Ратленда, которому тоже грозила смерть. Бэкон хорошо понимал, что Ратленд – уже часть мировой культуры и что для Англии и для всего мира эта потеря будет невосполнимой. Если все именно так, то можно восхититься бэконовской интуицией: ведь тогда еще не были написаны великие трагедии.
Всю жизнь Бэкон помимо философии и государственной карьеры стремился повысить престиж английской литературы, чтобы она заняла такое же место в жизни страны, как во Франции, где этому активно способствовала политика «Плеяды», объединившей лучших французских писателей. Бэкон стал автором ряда статей о литературе и театре (некоторые ученые считали, что он был автором шекспировских исторических хроник) и писал стихи. Есть предположения, правда до конца не доказанные, что как поэт Бэкон принимал участие в знаменитом «Честеровском сборнике» (стихотворение, подписанное именем Уильям Шекспир), а также вместе с Ратлендом, – в создании первых 17 сонетов. Однако есть точные свидетельства, что Фрэнсис Бэкон был автором поэтических переложений нескольких псалмов Библии. В те времена делать такие переложения было модно (этим занималась Мэри Сидни-Пембрук, родная сестра знаменитого английского поэта Филипа Сидни). Библией (Бэкон любил ее называть Книгой) философ интересовался всегда (политизированные философы называют его создателем «Библейского проекта»), причем он, возможно, являлся редактором перевода Библии с латинского на английский.
Современникам и потомкам Бэкон запомнился не только сложными книгами и поэтическими переложениями, но и яркими афоризмами, которые актуальны во все времена: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкое передвижение людей и товаров»; «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»; «Возможность украсть создает вора»; «Человека лучше всего узнать в трех ситуациях: в уединении – так как здесь он снимает с себя все показное; в порыве страсти – ибо тогда забывает он все свои правила; и в новых обстоятельствах – так как здесь его покидает сила привычки».
комментарии(0)