1
3966
Газета Non-fiction Печатная версия

03.03.2021 20:30:00

Сын Франции, король Алжира

Внук Наполеона III выпивал с Берией и посылал вино Сталину

Тэги: история, франция, наполеон, англия, алжир, жискар дэстен, крымская война, грузия, берия, сталин, вино, советский союз


8-14-1480.jpg
Виноградарь из советской Грузии Коста
Джоджуа – по версии авторов исследования,
«потерянный кронпринц Франции»,
Наполеон V Бонапарт, собутыльник Берии.
Иллюстрация из книги
Историки Светлана Ферлонг и Эндрю Дж. Роу характеризуют Вторую Французскую империю, монархию Наполеона III, племянника Бонапарта, не вполне корректно. «Бонапартизм, основой которого стало всеобщее избирательное право и превалирование национальных интересов над международными законами, в какой-то момент стал востребован современными политиками и доказал удивительную живучесть». Это не вполне так, ибо Наполеон считал себя не завоевателем, но первым объединителем Европы. В книге «Победа Великой армии» экс-президент Франции Валери Жискар д’Эстен изложил версию того, как повернулись бы события, если бы Наполеон увел свои войска из Москвы не через месяц, как было в реальности, а почти сразу. По версии г-на д’Эстена, убежденного бонапартиста, конгресс по установлению мира в Европе состоялся бы в Страсбурге в 1815 году, российский император и король Англии были бы приглашены лишь в качестве почетных наблюдателей. В основе книги – идея Континентальной Европы, откуда вытеснены и Европа «жалкая и ужасная, что видел он на востоке», то есть Россия, и Европа островная, то есть Британия.

По мнению большинства исследователей, включая и Светлану Ферлонг с Эндрю Дж. Роу, именно этими целями руководствовался Наполеон I. Своими действиями он давал обеим странам шанс покончить с исторической враждой, но этого не случилось – слишком велики были притязания английских банкиров и промышленников. Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, герцог Рейхштадский, для близких попросту Франц, сын Наполеона I и Марии Австрийской, которого бонапартисты называют Наполеоном II, был в шаге от власти в 1814 и 1815 годах, когда отец отрекался от трона в его пользу. Но оба раза династия упразднялась. Франц в возрасте 21 года умер в Австрии, и авторы рецензируемой книги не отбрасывают версию об отравлении. Таким образом, сын брата Наполеона I – Луи, короля Голландии, и падчерицы – Гортензии Эжени Сесиль де Богарне, Шарль Луи Наполеон, стал третьим.

Головастый коротышка, неважно говоривший по-французски, изгой и авантюрист с образованием баварской гимназии, автор невнятных политических и экономических сочинений и наставлений по артиллерийскому делу, ныне прочно забытых, и неудачных путчей, в эмиграции живший на средства аристократок, актрис и куртизанок, пришел к власти не лучшим образом. В 1848 году солдаты 14-го линейного пехотного полка открыли стрельбу в Париже, погибли 16 человек, и последний король из династии Бурбонов, Луи Филипп Орлеанский, был низложен. Но возмущения не прекращались, и по приказу вновь избранной Национальной ассамблеи решительный генерал Луи Эжен Кавеньяк перебил 5 тыс. своих сограждан и рассадил по тюрьмам 15 тыс.; переход власти к буржуазии всегда сопровождается реками крови. «Успех Луи Наполеона на президентских выборах во многом связан с кровавыми событиями июля 1848 года», – отмечают авторы.

У Луи Наполеона был сводный брат, незаконный сын Гортензии и полковника Огюста Шарля Жозефа де Ла Бийардери, виконта де Флао. Мальчика тоже назвали Шарлем, он получил титул герцога де Морни и был женат на княгине – ее титул переведен как «принцесса» – Софье Сергеевне Трубецкой. Шарль активно помогал Луи в проведении военного переворота, по результатом которого возникла Вторая империя. Журналист и издатель Виктор де Персиньи писал: «Империалистическая идея заключает в себе… истину нынешнего века и символ западных национальностей. Наступило время возвестить Европе это империалистическое евангелие, которое до сих пор еще не имело своих апостолов».

8-14-11250.jpg
Эндрю Дж. Роу, Светлана
Ферлонг. Потерянный кронпринц
Франции. Борьба за власть
и тайна наследника
Наполеона III. – М.:
Центрполиграф 2020. – 319 с.
Эндрю Дж. Роу и Светлана Ферлонг не всегда объективно восхваляют империю Наполеона III. Возможно, Вторая империя намного опередила свое время, некоторые современные политические события говорят о том, что такая форма правления, как наследственная плебисцитная монархия, может быть удобной. Луи Наполеону, точнее, крупной французской буржуазии, интересы которой он искренне проводил, удалось добиться впечатляющих экономических успехов. Был перестроен Париж... Однако внешняя политика оказалась провальной.

О крымской войне в книге не сказано почти ничего, кроме того, что главной целью Луи Наполеона был реванш за поражение в России его знаменитого дяди. Путем критического напряжения экономики Франции и ее союзникам удалось занять половину Севастополя, и Россия на непродолжительное время лишилась права иметь в Черном море военный флот. Но и никакие другие страны этого права также не имели. Американские газеты писали о том, что по итогам парижского мирного конгресса невозможно сообразить, кто победитель, а кто побежден. Удивительные результаты долгой и кровопролитной войны!.. Бисмарк спровоцировал Луи Наполеона на войну франко-прусскую, разгромил и пленил, и Вторая империя перестала существовать. Но еще в 1856 году жена императора, испанская принцесса Евгения де Монтихо – полный ее титул занял бы целый абзац – родила сына Эжена Луи Жана Жозефа, «принца империи» и «сына Франции». На улицах Парижа были собраны подписи под петицией, в которой наследнику просили даровать титул «король Алжира».

Луи Жан в эмиграции получил британское военное образование и при странных обстоятельствах погиб в Африке во время рекогносцировки, будучи лейтенантом английской армии. Британские офицеры и несколько драгун ускакали, бросив раненого Наполеона IV, которого добили зулусы. Авторы считают, что это было убийство – звено цепи перманентного заговора против династии. Однако некая английская девица забеременела от «сына Франции» до его отъезда. В 1879 году от этого союза родился мальчик, которого императрица Евгения предпочла спрятать подальше – в Грузии, в семье принца Ашиля Мюрата и княжны Саломе Дидиани. В таком предположении нет ничего необычного – связи кавказской аристократии с Францией хорошо известны. Но какой смысл прятать ребенка, родившегося вне брака и, если предположения авторов верны, хоть и внука царствовавшего императора, и сына «короля Алжира», но законных прав на престол не имеющего?

Константин (Коста) Джоджуа, официально – сирота, занимался виноградарством и виноделием, в том числе и после революции 1917 года. Всерьез написано о том, что у него бывал Лаврентий Берия и за обедом они распивали отменное вино, которое Коста посылал и Сталину... О своем происхождении сам Коста никогда ничего не говорил и не писал, по мнению авторов, опасаясь большевиков, которые и не думали его трогать. Вероятность того, что он внук Наполеона III, существует, пока не доказано обратное. Однако представить такое трудно. Зачем так далеко бежать? Бонапартов и во Франции достаточно – семья была большая. Авторы не указывают, что у Николая II уже был свой Бонапарт, генерал-лейтенант Людвиг Иосифович (Людовик Наполеон Жозеф Жером), служивший в 44-м Нижегородском драгунском полку, русском «иностранном легионе», боровшийся с революционерами на Кавказе и умерший за границей. Второй Бонапарт был бы ни к чему. Пригласить бы на русскую службу еще и последнего представителя французских старших Бурбонов, Генриха Шарля д’Артуа, герцога Бордо, графа де Шамбора, в 1830 году отроком процарствовавшего почти целую неделю как Генрих V… Его воспитателем был барон де Дама, добросовестно провоевавший против Наполеона в армии Александра II до 1814 года. Звался бы он, например, Андрей Карлович и служил бы, например, прокурором в одной из губерний: человек был не военный, а держать таких людей в столице неудобно по соображениям внешней политики. И был бы у нас полный комплект – на случай очередной реставрации во Франции.

Версия Эндрю Дж. Роу и Светланы Ферлонг представляется малоправдоподобной, но книга, в сущности, не об этом. Эта работа – о становлении политической системы Франции, о частой смене форм государственного устройства, о популярности Наполеона I, словно простирающейся на его потомков. В вечный заговор против династии Наполеонов верится с трудом, а в то, что и в конце XIX века разного рода монархисты имели весомые шансы на политический успех – вполне.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4385
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2119
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2284
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1571

Другие новости