И пристальному взору река начинает казаться живой… Фото Евгения Лесина
Виктор Петров – с Дона. И этим почти все сказано. Добавить больше нечего. Разве что: он – главный редактор журнала «Дон». А во мне половинка казачьей крови. Поэтому я и пристрастен. Поэтому все, что с тихого Дона, со дна моей памяти детской, когда я гостевал летом на хуторе Пролетарка, у своего дяди, дяди Володи, свято!
Впрочем, книга не об этом и не о том, был ли автором «Тихого Дона» Шолохов, а о тех писателях, поэтах, которые оставили в душе поэта Виктора Петрова неизгладимый след. А след этот глубокий, потому что донской казак Виктор Петров любит и привечает у себя на «Дону» всех: «Эта книга поистине «собранье пестрых глав», где авторские размышления о литературе, чей главный герой – человек Слова, тот, кто проходит по писательскому ведомству, перемежаются с радостными и горестными заметами на полях прочитанного как в силу служебной надобности, поскольку литературный критик и публицист Виктор Петров – главный редактор журнала «Дон», так и по велению души…» Все тексты первоначально увидели свет в разных газетах, а также в книгах и журналах. Собранные вместе, они в определенной степени дают представление о современном литературном процессе, куда как раз и направлен «Окуляр».
Скажу сразу: не нравится мне название «Окуляр». В конце концов, Виктор ведь не фотограф, хотя и память у него цепкая. Но от «окуляра» веет холодом и поликлиникой, окулистом и прочая. Но такова моя любимая провинция. Она хочет, чтобы в Москве увидели, услышали. Поэтому и режущий слух «Окуляр». И еще толстовское в колонтитуле: аз воздам! Виктор Петров воздает по заслугам красоте окружающего мира: «Тихая вода прихвачена лунным серебром и льнет к сонному хутору. Изредка залетный ветерок нагоняет морщинистую рябь у дощатых мостков, и пристальному взору река начинает казаться живой».
Виктор Петров. Окуляр. Статьи, эссе, заметки о литературе.– М.: Вест-Консалтинг, 2020. – 208 с. |
И только потом недружной толпой идут те, кто отобразился в окуляре объектива Виктора Петрова, писатели, поэты из разных концов нашего пишущего пространства: Пушкин, Борис Примеров, Лев Аннинский, Владимир Алейников, Андрей Антипин, Сергей Арутюнов, Валентина Ерофеева, Геннадий Калашников, Диана Кан, Марина Кудимова, Наталья Лясковская и т.д. Некоторых персонажей мне бы и не хотелось видеть. Но это – его выбор. Может быть, и мне надо посмотреть на тех, кого я не хочу видеть в этом сборнике, глазами Виктора Петрова. Прислушаться к судорожному биению его донского сердца. Почувствовать так, как он это чувствует: «Нескончаемая ночь за Полярным кругом. Край света, где обрывается двустишие железной дороги, никак не продлеваясь далее, называется Воркутой. Отсюда – никого и ничего до самой кромки Ледовитого океана. Полыхнет лишь в полнеба северное сияние, беспокоя душу своей знаковой непонятностью. Только промельк совиных крыл да потерянная тень одинокой волчицы. И мерзлая до звона тишина, что сближает с мирозданием...»
Тихий лирик с Дона Виктор Петров с «Окуляром» в руке и трепещущим, как воркующая голубица, большим и горячим сердцем!
комментарии(0)