0
3631
Газета Non-fiction Печатная версия

24.02.2021 20:30:00

«Прекрасная эпоха» Александра III

Император был не только современником, но и активным участником культурного процесса

Тэги: история, россия, александр iii, меценатство, искусство, литература, наука, фаберже, русский музей, достоевский, толстой, репин, крамской, чайковский, римскийкорсаков


7-15-2480.jpg
Меценат, коллекционер, император и человек.
Николай Сверчков. Александр III. 1881.
Русский музей
В нашей исторической памяти за двумя периодами расцвета русской культуры справедливо закрепились названия «Золотой век» и «Серебряный век». А вот лежащая между ними эпоха не удостоилась какого-либо общепринятого обозначения, хотя в этот период в России творили Чайковский и Римский-Корсаков, Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов, Репин и Крамской… Именно эти последние десятилетия XIX века, которые совпали со временем царствования императора Александра III, ознаменовались высочайшими достижениями русской культуры и заслужили признание во всем мире как одно из уникальных явлений в истории человечества, сопоставимых по значению с эпохой античной Греции или европейского Возрождения…

Французы назвали хронологически соответствующую эпоху в своей стране belle époque, или «прекрасная эпоха». У нас же под влиянием 70-летнего идеологического диктата наша «прекрасная эпоха» получила в советской историографии одностороннее и посему совершенно превратное освещение. Голодные крестьяне, изможденные рабочие, полицейский произвол, каторга и ссылка, цари-сатрапы – вот те мрачные картины, которые определяли ее восприятие у целых поколений. К сожалению, подобные негативные стереотипы о русском прошлом не преодолены до конца и сегодня. В отличие от других народов мы по-прежнему стесняемся употреблять превосходные степени применительно к своей стране и своей истории. «Прекрасная эпоха» может быть где угодно, только не у нас. А ведь и в античной Греции было рабство, и в ренессансной Европе процветали всевозможные пороки, пылали костры инквизиции и трудящиеся подвергались эксплуатации, что, однако, ничуть не мешает нам восхищаться великими свершениями тех времен…

Современными российскими историками сделано уже немало для расчистки наслоений пропагандистской пыли и копоти с образа эпохи Александра III. Ценным вкладом в работу восстановления исторической истины и справедливости, несомненно, станет и книга Юлии Кудриной.

7-15-11250.jpg
Юлия Кудрина. Державный
покровитель наук и искусств.
Культурная политика
Александра III.– М.: Русский
издательский центр имени
Святого Василия Великого,
2020. – 634 с.
Книга возвращает нам подлинного Александра III – мецената, коллекционера, человека, стоявшего в самом центре культурной жизни страны. Досконально исследованы в книге Кудриной взаимоотношения, подчас непростые, императора с гениальными современниками – от Достоевского и Толстого до Репина и Чайковского. Автор показывает, что Александр III был не только современником, но и активным участником культурного процесса «прекрасной эпохи», лично задавал «тренды» развития разных отраслей искусства и науки. Примеров тому немало. Так, результатом сотрудничества императора и фирмы Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца, которые до сих пор являются эталоном ювелирного искусства. Или архитектурный «русский стиль», сформировавшийся в решающей степени под влиянием вкусов и взглядов Александра III и некогда вызывавший насмешки «прогрессивно мыслящей» общественности, оказался, как стало понятно теперь, единственным поистине национально-самобытным явлением в отечественной архитектуре за всю историю императорского периода. Коллекция произведений искусства, которую Александр III собирал всю жизнь, положила основание одному из крупнейших музеев мира – Русскому музею…

Нельзя не отметить, что книга написана профессиональным историком, искусившимся в многолетних архивных поисках, и опытным мастером, прекрасно владеющим литературным языком и умеющим богатый документальный материал изложить ярко и увлекательно.

И последнее (но не последнее по важности). Издание снабжено богатейшим иллюстративным материалом. Едва ли не половину объема тома занимают вклейки с высококачественными цветными иллюстрациями, на которых изображено практически все то, о чем повествует книга. В самом тексте также множество черно-белых иллюстраций, так что читатель может не только услышать, но и увидеть. Прекрасная книга. Прекрасная эпоха.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4382
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
4483
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2117
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2282

Другие новости