– Филя, что молчаливый? – А о чем говорить? Михаил Нестеров. Молчание. 1903. ГТГ
Непростая была у Николая Рубцова него жизнь.
Как сумел прибиться детдомовец Рубцов к литературным кругам? Что-то внутри тянуло, вероятно. Но непросто ведь было? Да, во всех отношениях. Он попал в детский дом, когда ему было шесть лет, в 1942 году (после смерти матери). Жил и учился в детдоме до 1950 года. Говорят, первые стихи написал именно там, в шесть лет. Несладкая жизнь у детдомовца. Надрывом звучат его стихи о несправедливости жизни, обращенные к животным – к медведю, воробью, вороне, ласточке и зайцу:
В медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в лохматом
теле.
Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома
пореветь…
Увы, интонация стихотворных обращений к воробью, вороне, зайцу и ласточке примерно такая же.
После детдома скитания Николая Рубцова продолжились. Архангельск, Кировск, Северный флот… «Самородок» – к Николаю Рубцову это слово можно отнести наверняка. Он был кочегаром, разнорабочим, слесарем, шихтовщиком, матросом, старшим матросом… а к литературе все-таки тянуло. Стихи писал. Когда его занесло в Ленинград, он начал заниматься в литобъединении «Нарвская застава», познакомился с Глебом Горбовским. Они сдружились. В 1962 году Рубцов в Москве поступил в Литературный институт и правдами-неправдами в 1969 году его закончил. В это время он познакомился с «деревенщиками» – Кожиновым, Куняевым, Соколовым, Передреевым. По окончании Литинститута поехал в Вологду и стал работать в штате газеты «Вологодский комсомолец». Хоть к тому времени у него уже был первый сборник стихов и публикации в журнале «Октябрь», поэтические круги Вологды, говорят, его не очень-то приняли. Рубцов стал больше захаживать к вологодским прозаикам. Их, по слухам, он тронул тем, что свои стихи напевал, наигрывая на гармони. Им его творчество понравилось. Вот так, с использованием простенького музыкального аккомпанемента, рубцовские стихи постепенно стали выходить из узкого круга знакомств поэта в широкую публику.
До нас дошло мало песен Рубцова в «чистом» виде – как их видел сам поэт. Это «В горнице моей светло», «Осенняя песня», «Прощальная песня». Мелодии простые, очень простой аккомпанемент.
Потихоньку, уже после смерти поэта (Рубцов погиб в 1971 году в 35 лет), на его стихи стали обращать внимание барды и композиторы. Много песен на его стихи написали Александр Матюхин и Александр Градский. Напев для стихов «Стукнул по карману – не звенит,/ Стукнул по другому – не слыхать» придумали Вадим и Валерий Мищуки. Ну, тут слова сами ложатся на что-то цыганское.
Рубцов очень напевен. На его стихи стали придумывать разные варианты мелодий. Так было с «Душевными переживаниями»:
Раннею порой,
Омрачая мир,
Шел понурый строй,
Рядом – конвоир.
А душе в ночи
Снился чудный сон –
Верба и грачи,
Колокольный звон.
Постучали в дверь –
Открывать не стал.
Я с людьми не зверь.
Просто я устал.
Может быть, меня
Ждет за дверью друг,
Может быть, родня,
А в душе – испуг.
В комнате покой,
Всем гостям почет,
Полною рекой
Жизнь моя течет.
Выйду не спеша
И вокруг взгляну.
Окунись, душа,
В чистую волну...
Совсем плясовой вариант мелодии для этих стихов сделал Александр Суханов. Песня стала популярна, и сам Суханов пел ее, пританцовывая, но автора стихов вспоминали мало. Очень хорошую мелодию к стихотворению «Размытый путь» написал Александр Дулов:
Размытый путь и вдоль
кривые тополя.
Я слушал неба звук – была
пора отлета.
И вот я встал и тихо вышел
за ворота,
Туда, где простирались
желтые поля,
И вдаль пошел... А издали
тоскливо пел
Гудок совсем чужой земли,
гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и в эти
вслушиваясь звуки,
Я ни о чем еще тогда
не сожалел...
И вдруг такой тоской
повеяло с полей,
Тоской любви, тоской былых
свиданий кратких!
Я уплывал... все дальше,
дальше... без оглядки
На мглистый берег глупой
юности своей.
Песню начали петь у костров, ее стали включать в программу концертов, и не только бардовских.
Несомненный хит Рубцова – «Добрый Филя»:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
– Филя, что молчаливый?
– А о чем говорить?
Тут можно и петь, и просто читать стихи. Музыку для «Фили» написал Александр Матюхин. По прошествии немалых лет интерес к напевным стихам Рубцова не ослабел. Музыку для них стал подбирать бард и аккомпаниатор Валерий Чечет (к сожалению, совсем недавно ушедший от нас). В 2014 году он выпустил диск с песнями на стихи Рубцова, где и «Прощальная песня» («Я уеду из этой деревни…»), и «У сгнившей лесной избушки» («У сгнившей лесной избушки/ Меж белых стволов бродя/ Люблю собирать волнушки/ На склоне осеннего дня»), и «Звезда полей» («Звезда полей, во мгле заледенелой…»), и «Печальная Вологда дремлет» («Я слышу печальные звуки,/ Которых не слышит никто…»). Как, вероятно, был бы счастлив поэт услышать свои стихи в виде песен в столь мастерском исполнении!
Поэты бывают пророками. Так и Рубцов, создавший очень веселую автоэпитафию: «Мое слово верное/ прозвенит!/ Буду я, наверное,/ знаменит!/ Мне поставят памятник/ на селе!/ Буду я и каменный/ навеселе!» Все сбылось. Памятники стоят. Есть памятник поэту Севера Николаю Рубцову в селе Никольское Вологодской области (у здания бывшего детского дома), есть памятник и мемориальная доска в Вологде, памятники в Тотьме и Мурманске, памятник-бюст в Череповце, памятник в Емецке, мемориальные доски в Апатитах, Кировске, Санкт-Петербурге.
комментарии(0)