Все ахнули – Черубина оказалась не красавицей. Иллюстрация из книги |
«Обращает на себя внимание как напряженность общего интеллектуального, поэтического пространства, в котором находятся этой весной все участники действия: Лиля, Гумилев, Волошин, зажженный их энтузиазмом Иванов, – так и проскальзывающая усмешка незримых распорядителей, в чьих руках напряглись нити судеб пока что беспечных, ни о чем не подозревающих персонажей. Олимпийские ли это боги, царящие в Коктебеле, инферны, таящиеся под куполом «Башни», вызванные символистским волхвованием «демоны глухонемые»? Кто подсказал Гумилеву разящую формулировку – «Вы меня очень обрадовали и письмом, и сонетом, и вызовом», и вспомнил ли эту формулировку ее адресат, стоя под пистолетом прежнего друга на берегу Черной речки? А уж как вписывается в это пространство незлобивая эпиграмма А. Толстого: «Косясь на дуло пистолета,/ Считает медленно шаги./ Ах, ямбы вечные враги/ Для долговязого поэта…» – написанная еще до печально известной дуэли!
Елена Погорелая. Черубина де Габриак. Неверная комета. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 330 с. (Жизнь замечательных людей) |
Впрочем, подробности их короткого, но насыщенного романа заслуживают отдельной главы». Так завлекательно Погорелая сплетает сюжетные нити спровоцированной Волошиным и прогремевшей в эпоху декаданса мистификации. И выходит обстоятельная и честная биография, в которой находится место и серьезному литературоведческому анализу, и легкому сарказму, и увлекательному повествованию с интригами и сплетнями Серебряного века. Однако Погорелая не ограничилась разбором известной многим истории Черубины, а подробнейше изложила полную биографию Дмитриевой, выходящую далеко за пределы громкой дуэли и злополучного розыгрыша. Получилась настоящая сага об ушедшей культуре.
комментарии(0)