0
2606
Газета Non-fiction Печатная версия

09.12.2020 20:30:00

Тяжбы, фельетоны, цензура

Литературный скандал выполняет важную роль в условиях жесткого государственного контроля

Тэги: история литературы, история, россия, книгопечатание, фельетоны, политика


история литературы, история, россия, книгопечатание, фельетоны, политика Не стоит путать литературный скандал и скандал с участием литераторов. Франсиско Гойя. Дуэль с дубинами. 1820–1823. Музей Прадо, Мадрид,

Новая книга социолога культуры и историка литературы Абрама Рейтблата показывает, каким образом можно по-новому увидеть то, что кажется всем известным. К примеру, что это такое – русская классическая литература, когда она появилась, кто и по каким критериям определяет, каких русских писателей можно считать классиками? Разумеется, на эти вопросы давно существуют ответы. Так, по определению литературоведа Гаспарова, классики – это «писатели, признаваемые лучшими, образцовыми». Любой школьник назовет всем известные фамилии. Но тем и отличается взгляд социолога, что он непременно заинтересуется вопросом: а кто, когда и на каком основании признал конкретные имена «лучшими и образцовыми» и каким образом они попали в школьную программу? Жуковский в 1809 году был убежден, что «Кантемир принадлежит к немногим классическим стихотворцам России». Знает ли об этом факте современный школьник, вопрос риторический.

Рейтблат предлагает читателю результаты своего изучения сложного процесса взаимодействия представителей различных ролей в рамках литературы как социального института, возникшего лишь во второй половине ХVIII века. Ведь писатель, издатель, книгопродавец, читатель так или иначе влияют друг на друга, «отражаются» друг в друге. Вот почему так органично смотрятся в одной книге статьи об отношениях знаменитого журналиста, писателя Булгарина со знаменитым историком и писателем Карамзиным рядом с историей судебной тяжбы Булгарина с малоизвестным издателем и книгопродавцем Иваном Тимофеевичем Лисенковым. Читатель книги получает возможность понять, каким образом III отделение успешно реализовывало свою политику «направления» общественного мнения на примере связей писателей Греча и Полевого с этим учреждением.

Прослеживая долгий и сложный процесс создания литературы в России, Рейтблат обращает внимание на его специфику. Если в других странах книгопечатание развивалось как частное дело, то в России оно было введено государством и являлось государственной монополией. Когда по указу Екатерины II смогли появиться частные издатели и типографы, государственная цензура жестко контролировала их продукцию, и поэтому печать воспринималась как официальная. Книги по ряду причин были достаточно дороги и не всегда доступны. Поэтому в ХVIII–ХIХ веках литература часто существовала в рукописях. Стихи и романы, воспоминания и дневники, пародии и публицистика, копии уже опубликованных произведений читались в списках, переписывались в альбомы и переходили из рук в руки. Это была такая же повседневная практика, как нынешнее сосуществование печатных и электронных текстов. У последних отсутствует социальный контроль, все можно получить дешево или бесплатно и легко подбирать то, что нравится. Рукописная подборка, как и домашняя библиотека, являлась характеристикой ее владельца.

46-15-13250.jpg
Абрам Рейтблат. Классика,
скандал, Булгарин… Статьи
и материалы по социологии
и истории русской литературы. –
М.: Новое литературное
обозрение, 2020. – 576 с.
Лишь в 1830-е годы литература в России приобретает форму социального института. Автор показывает, какие трудности стояли перед дворянами (именно из их среды вышло подавляющее число литераторов в то время), которые по любым причинам должны были служить, но хотели в то же время заниматься литературой. Они находили ниши вроде преподавания в учебных заведениях, службы в Императорской публичной библиотеке, в архивах, цензуре или в государственных периодических изданиях. Профессионализация русских литераторов зависела от многих факторов рынка. Лишь после крестьянской реформы 1861 года стало расти число газет и журналов, и к последней трети ХIХ века литераторы получили возможность жить только литературным трудом.

В своих исследованиях Рейтблат привлекает широкий круг источников и обращает внимание на проблемы, которые редко изучаются. Так, на многочисленных примерах, есть в их числе и имевшие место в советский период, он рассматривает социологию литературного скандала (не путать со скандалом с участием литераторов), который является нормальным элементом литературной системы и выполняет важную роль в условиях жесткого политического контроля.

Особо интересна в книге подготовленная Рейтблатом и публикуемая им аннотированная роспись содержания «Журнальной всякой всячины». Булгарин был создателем в России нового литературного жанра – фельетона, возникшего во Франции в ХIХ веке. Фельетоном тогда называли нижнюю часть газетного листа, где публиковались живо написанные материалы неофициального характера о самых разных вещах.

Благодаря этой работе автора узнать о подробностях русской жизни в 40–50-е годы позапрошлого века, касающихся литературы, живописи, музыки, театра, быта, путешествий и даже спорта, теперь можно с меньшими затратами времени.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
1972
И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
5587
Региональная политика 28-31 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 28-31 октября в зеркале Telegram

0
2046
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4176

Другие новости