0
1653
Газета Non-fiction Печатная версия

02.12.2020 20:30:00

Ни жалости, ни состраданья

Вина и трагедия Белой гвардии

Тэги: история, война, эмигранты, парагвай, париж, южная америка, поэзия, гражданская война, революция, китай, албания, дальний восток, деникин, колчак, врангель


Лет пятнадцать назад довелось мне беседовать с внуком эмигрантов «первой волны». Сам потомок давно уже жил в Париже, но я знал, что родился он где-то в Южной Америке. В ходе разговора рассказ коснулся участия его деда в Чакской войне.

– За кого он воевал? – спросил я, смутно припоминая, что конфликт происходил между Боливией и Парагваем.

– За наших! – был гордый ответ.

– А кто из них наши? – Знаний, чтобы продолжать беседу, явно не хватало.

– Конечно же, за Парагвай, – отвечал визави, явно разочарованный моей дремучестью.

Проблема участия русских эмигрантов в вооруженных конфликтах стран рассеяния еще до конца не изучена. А ведь они сражались не только за Парагвай. Многие записались во Французский иностранный легион, в котором продолжили Гражданскую войну, подавляя мятежи в колониях. Как там писал непосредственный участник тех событий поэт Николай Туроверов:

Нам все равно, в какой стране

Сметать народное восстанье,

И нет в других, как нет во мне

Ни жалости, ни состраданья.

Другие погрузились в водоворот уже реальной гражданской войны в Китае, поставив себя на службу местных полевых командиров. Кому-то из них даже повезло одержать в такой войне (в отличие от боев в России) победу. А отряд эмигрантов под командованием полковника Кучука Улагая в Албании даже помог прийти к власти Ахмету Зогу.

Здесь следует напомнить, что для значительного числа из них это была не первая война. Немало офицеров успели пережить драму Русско-японской войны, когда сквозь череду поражений, вызванных ошибками в кадровой политике и планировании операций, армия тем не менее имела шансы переломить ход компании в свою пользу, но дипломатия не дала этого сделать. Спустя десятилетие ситуация повторится в ходе Первой мировой войны, правда победе помешают не ошибки во внешней политике, а революции…

А потом была трагедия Гражданской войны. И как тогда, на Дальнем Востоке, победа во многом достигалась не только в боях под Екатеринодаром, Царицыном или в ходе «полета к Волге» адмирала Колчака, а в решении социально-политических вопросов, начиная от функционирования институтов гражданской власти, аграрной реформы и заканчивая будущим строем восстанавливаемой российской государственности. Народ делал свой выбор в зависимости от привлекательности предложений со стороны враждующих сторон. Впрочем, неменьшую роль играла система устрашения. Сразу оговорюсь: автор этой статьи менее всего хочет оправдывать преступления, совершенные контрреволюцией. Но если белый террор как система распространялся только на коммунистов (соответствующие расправы санкционировались приказами Колчака и Врангеля), то красный террор изначально мыслился как ликвидация целого ряда классов и (наряду с экономическим принуждением) подчинением своей власти всех остальных страт общества. Да, конечно, у белых имели место и репрессии на местах, инициированные командирами дивизионного звена (например, Дроздовским, которого за это критиковал Деникин), но они при всей их массовости не несли системного, общеармейского характера в отличие от тотальности действий большевиков.

Тем не менее и репрессии сыграли не в пользу белых. Интересно, в эмиграции они вспоминали о них на службе в том же Иностранном легионе?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
2133
 ВЫСТАВКА  "Мы"

ВЫСТАВКА "Мы"

0
1465
Вы ошиблись, выбрав меня

Вы ошиблись, выбрав меня

Ухмылки, усмешки, улыбки в рифму и без

0
2439
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
1146

Другие новости