Дональд Трамп держит на видном месте в Белом доме портрет своего отца. Фото Reuters
Накануне выборов президента США выйдет в свет русский перевод книги племянницы Дональда Трампа «Слишком много и всегда недостаточно: как моя семья взрастила самого опасного в мире человека». Мэри Трамп ворошит груды скелетов в семейном шкафу, доказывая, что ее дядя – опасный маньяк. Российскому читателю будет интересно узнать, что мистер Трамп столь же опасен, сколь и безволен, и им как марионеткой управляют лидеры с более сильной харизмой вроде Владимира Путина и Ким Чен Ына, считает автор книги. Мэри Трамп выпустила свое сочинение, потому что страстно мечтает, чтобы ее ненавистный дядя не занял Белый дом во второй раз. В Америке книга опубликована минувшим летом, а российскому читателю издательство «Бомбора» представит перевод к концу октября.
«Его борьба за легитимность (победа в которой для него невозможна) превратилась в план обеспечения того, чтобы никто не обнаружил, что он всю свою жизнь занимает чужое место», – пишет об американском президенте Мэри Трамп. Сразу стоит оговориться, что она – лицо заинтересованное. Мэри – дочь Фредди, Фредерика, старшего брата Дональда. Она описывает, как многочисленное потомство Фреда Трампа, преуспевающего застройщика из Бронкса, безуспешно боролось за молчаливое одобрение своего сурового и безжалостного отца. Фредди, отец Мэри, не выдержал этой гонки за отцовской любовью. После попыток вырваться из крепких пут семейной корпорации он стал алкоголиком и умер в 40 с небольшим лет. Наблюдая за братом, маленький Дональд панически боялся проявлений слабости и во всем шел на поводу у отца. Тот безжалостно манипулировал своей семьей, воспитывая в Дональде, которого он в конце концов сделал любимцем, нахальство и лживость. Мэри предполагает, что ее дядя до сих пор подсознательно пытается заслужить одобрение покойного главы семьи и основателя бизнес-империи Трампов.
Подгадав выход своей книги к последним месяцам перед схваткой действующего президента США с соперником от Демократической партии, родственница самого могущественного человека на Земле бьет по его самому больному месту – их общей семье. Ведь нынешний хозяин Белого дома представляет себя лидером крайне консервативной части американского общества, одним из столпов которой служит демагогия о семейных ценностях. Обладая инсайдом, Мэри утверждает, что Трамп перенес на Америку и на весь мир пороки своей «катастрофически дисфункциональной семьи». Мэри ловко оперирует понятиями психиатрии, будучи дипломированным специалистом в этой области, обрушивая на могущественного родственника безжалостный диагноз: президент страдает расстройством, которое определяется ею как «злокачественный нарциссизм».
«Со временем он еще больше укоренится в таком взгляде на жизнь: чем меньше он в чем-то разбирается (например, в государственном управлении), тем выше его претензии на то, что ему все известно и так», – пишет она про президента. Как перед Гамлетом, перед Дональдом Трампом встает призрак отца. В этом, по мнению племянницы, которая легко меняет роль разоблачителя семейных тайн на тон политического аналитика с нескрываемой симпатией к Демократической партии, заключается проблема Соединенных Штатов. «Фред, – пишет она про деда, – продолжал поддерживать в Дональде ложное ощущение успешности до тех пор, пока единственным достоинством его сына не стала та простота, с которой им могли манипулировать более могущественные люди». «После выборов Владимир Путин, Ким Чен Ын и Митч Макконнелл (психологический портрет каждого из которых имеет довольно глубокое сходство с Фредом) лучше всех поняли, что переменчивая биография и пороки личности Дональда делают его крайне восприимчивым к манипулированию более умных и более влиятельных людей», – считает она. И в другом месте повторяет, рассказывая про сотрудничество отца и сына Трампов с одним беспринципным адвокатом: «Хотя по контрасту с осторожным и немногословным Фредом Кон был несдержан и криклив, разница между ними на самом деле была количественной, а не качественной. Жестокость и лицемерие Кона были более публичными, но Фред в узком контексте своей семьи этими премудростями тоже хорошо владел. Фред приучил стремиться к людям, подобным Кону, и Дональда, который позже будет готов угождать диктаторам вроде Владимира Путина или Ким Чен Ына, да и вообще кому угодно, лишь бы стать богаче».
Отношения Трампов с упомянутым адвокатом были связаны со скандалом, когда «в 1973 году отдел гражданских прав Министерства юстиции подал в суд на Дональда и деда за нарушение закона 1968 года о справедливом решении жилищных вопросов из-за отказа сдать квартиру die Schwarze, как выражался дед». Используя подобные эпизоды, Мэри извлекает на свет божий застарелые предрассудки старшего поколения Трампов, объясняя, в частности, предполагаемый ею расизм Дональда Трампа. То же самое касается темы ЛГБТ, к которым сама Мэри Трамп имеет личное отношение, но скрывает свою ориентацию от собственной бабушки, суровой шотландки.
Личная интонация и эксклюзивная вовлеченность автора в предмет описания – безусловная ценность книги. Однако иногда кажется, что Мэри сводит счеты с родственником, который «посмел» связать их общую фамилию с определенным взглядом на жизнь и политику. Иногда слышится искренняя боль, и масштаб страдания достигает уровня «Короля Лира» – когда Мэри рассказывает о смерти своего отца и винит в этом бессердечность родни. Она уподобляет жестокость по отношению к одному из отпрысков старого Фреда Трампа тому, как относится к миллионам американцев его сын Дональд. По ее мнению, именно это определяет равнодушие президента к тысячам жертв эпидемии COVID-19. Президент манипулирует доступом к ресурсам здравоохранения, чтобы «наградить» лишь тех, кто готов угодливо ему потакать. Отметим, что в книге содержится рассказ об их общем предке, Фридрихе Трумпе, который в 1920-х годах умер от испанского гриппа. Он оставил сиротой 15-летнего Фреда Трампа, что, возможно, и стало причиной холодности и бессердечия будущего магната, а теперь, по мысли Мэри, аукнулось всему миру.
Но иногда это сведение счетов довольно мелочно. Так, в предисловии она высказывает предположение, что президент находится в зависимости от стимулирующего воздействия кофеина, дескать, он мало спит. Перевернув пару сотен страниц, мы встречаем эпизод, в котором Дональд рассказывает своей молодой жене Мелании о том, что племянница бросила колледж из-за наркотиков. Мэри с возмущением пишет, что ее дядя придумал эту лживую деталь, лишь бы подчеркнуть свое участие в судьбе племянницы. Но старая оплошность не проходит ему даром, вернувшись бумерангом в виде упомянутого психиатрического диагноза и строк о роли кофеина в его жизни.
Мэри пишет, что в какой-то момент преуспевающий девелопер Фред Трамп увлекся учением проповедника Норманна Винсента Пила. Согласно «евангелию процветания» этого популярного пастора, предпочитающего общество богачей, каждый сам виновен в своих неудачах. В жизни есть победители – а все остальные «выбывшие». Преодолеть неудачи можно, только собравшись с силами и волей. Вот что усвоил в евангелизме Дональд Трамп, это и есть те «позитивные» христианские ценности, которые он искренне исповедует.
С этой точки зрения Трамп действительно выиграл гонку на выживание и продолжает в эти дни свой политический марафон. Однако мы не можем не отметить, что и сама Мэри Трамп, опубликовав свою книгу, сделав бестселлер на своем фантастически удачливом дяде и его грязных тайнах, использовала тот же самый трамповский прием, достигнув успеха и скандальной славы. Ну а семья… Какую семью ни возьми в современной политике, только тронь – и отовсюду посыплются зловонные останки прошлого.
комментарии(0)