0
2247
Газета Non-fiction Печатная версия

21.10.2020 20:30:00

О, Франция, ты призрак сна…

Русские эмигранты и культура Средневековья

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: россия, эмиграция, франция, средневековье, европа


40-15-2700480.jpg
Образ Жанны д’Арк волновал русских
эмигрантов. Жан Огюст Доминик Энгр.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII
в Реймском кафедральном соборе
в 1429 году. Париж, Лувр
Когда говорят и пишут о русской эмиграции, особенно в дни столетия русского исхода, то часто и совершенно справедливо звучат слова о том, что миллионы людей, оказавшись вне своей родины, продолжали ей служить даже на чужих берегах, несмотря ни на что. Но была и другая грань российского изгнания. Вклад наших соотечественников в мировую культуру и цивилизацию.

Именно об этом говорили и спорили ученые из России и многих стран Европы, собравшиеся в московском Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына на конференции «Русская эмиграция во Франции и средневековая культура Европы», проведенной при содействии Страсбургского университета и Французского института в России. Нельзя не отметить, что форум состоялся в рамках проекта «Русское присутствие в творчестве французских писателей русского происхождения: Россия видимая и невидимая».

И здесь еще раз выяснился большой вклад русских медиевистов (исследователей европейского Средневековья) в мировую культуру. И особенно в историографию общественной мысли во Франции. Лишенные в Советской России возможности свободно писать на религиозные и философские темы, русские интеллектуалы легко и вдохновенно разрабатывали эти сюжеты, касаясь проблем средневековой Франции.

И вот сегодня, спустя три года после конференции, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, невзирая на пандемию, издал сборник докладов этого форума. Главным мотором и составителями книги «Русская эмиграция во Франции и средневековая культура Европы: творческая встреча. Исследования. Переводы» стали исследовательницы зарубежья Светлана Дубровина и Татьяна Викторова.

Каждая статья – это не только анализ исследований русских историков, писавших на темы французской истории, но и реконструированные по различным архивам и другим источникам их биографии. Так, Марина Сорокина и Михаил Горинов-мл. рассказывают о жизни Ивана Хераскова (1878–1963), дважды бежавшего во Францию. Первый раз – в 1908-м, когда он умудрился ускользнуть из сибирской ссылки, куда попал за свою яростную социал-демократическую деятельность. И второй – когда Херасков покидал уже победившую большевистскую Россию. Великолепный специалист по истории Франции, он в конце жизни с горечью признал неудачу российского социального эксперимента.

Где-то его судьба сходна с линией жизни сына губернатора Севастополя Евгения Ананьина, умершего в Венеции (1884–1965). Он был автором выдающихся трудов об итальянском Возрождении, о современнике Данте фра Дольчино. На своего рода раздвоенность жизненных революционных убеждений этого замечательного исследователя и выводов в его исторических трудах о губительности насилия указал автор статьи о нем – итальянский профессор Марко Саббатини.

40-15-12250.jpg
Русская эмиграция во Франции
и средневековая культура
Европы: творческая встреча,
исследования, переводы.
Международная научная
конференция. Москва, 13 октября
2017 г. / Составление, научная
редакция, предисловие
Т.В. Викторовой и
С.Н. Дубровиной. – М.: Дом
русского зарубежья имени
Александра Солженицына,
2020. – 200 с.
Читатели также могут познакомиться с биографией Ивана Пузино (1888–1960). Исследователи Артем Клюев и Антон Свешников рассказывают о его жизни в России, работах об Эразме Роттердамском и религиозных исканиях в эпоху Возрождения. Иван Владимирович навсегда покинул родину в 1920 году, тайно перебравшись по льду Финского залива в Финляндию.

Целый блок книги отдан исканиям русских религиозных мыслителей. Здесь и материал французского слависта Антуана Нивьера об очерках Петра Ковалевского (1901–1978), о его поисках во Франции общехристианских святынь, восходящих до разделения церквей на западную и византийскую. И как не отметить статью Даниэля Бон Гре об эволюции философа Георгия Федотова (1886–1951) от изучения Абеляра и Блаженного Августина к вершинам православной мысли. Также, уверен, историков богословия и философии привлечет статья Александра Медведева о том, как мучительно подходил к пониманию учения Франциска Ассизского уже упоминавшийся автор классического труда «Святые Древней Руси» Георгий Федотов.

Образам Жанны д’Арк в трудах русских эмигрантов посвятили свои статьи Петр Базанов и Светлана Дубровина. Базанов рассказывает о «младоросе», участнике Сопротивления князе Сергее Сергеевиче Оболенском и его фундаментальном труде «Жанна – Божья дева». А Дубровина выясняет, как образ Орлеанской девы вдохновлял Дмитрия Мережковского. А также замечательную художницу – иконописца Юлиану Рейлингер (1888–1988), расписавшую русский православный храм в Медоне, и театрального режиссера Георгия Питоева, поставившего в Париже пьесу Бернарда Шоу «Святая Жанна».

Захватывающе интересную версию влияния исследования Средневековья русскими эмигрантами на современную французскую драматургию представила Татьяна Викторова. Проводит она это на примере работ Евгения Винавера (1899–1979), сына юриста и депутата Государственной думы Максима Винавера. Евгений Винавер, медиевист с мировым именем, работавший в Великобритании, автор классических работ о «Тристане и Изольде», оказывается, серьезно вдохновил своего племянника, одного из самых известных создателей современной французской пьесы Мишеля Винавера.

«О Франция, ты призрак сна», – писал Николай Гумилев. Эти слова приходят на ум, когда берешь этот небольшой, но удивительно насыщенный сборник. Настоящий подарок для всех, кого интересуют историография и западноевропейское Средневековье.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2035
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
3544
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
4101
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5524

Другие новости