В нынешнем году с улиц Москвы окончательно исчез троллейбус (остался лишь один «музейный» маршрут). На протяжении нескольких лет привычные горожанам троллейбусы заменялись автобусами и электробусами. И вот недавно были ликвидированы и «последние из могикан» – на Комсомольском проспекте и Большой Якиманке.
Для многих москвичей уход троллейбуса стал большой личной потерей. А городская среда лишилась важной детали. Впервые день рождения московского троллейбуса (15 ноября) в этом году будет грустной датой. Любители истории Москвы, знатоки транспорта и краеведы ее, конечно, отметят. Вспомнят, как появился в 1933 году на улицах Москвы первый троллейбус. Как ходили перед войной по нескольким маршрутам экзотические двухэтажные машины. Как на территории ВДНХ в 50-е годы работал особый туристический маршрут. Как троллейбус снимался в кино (кадры из «Заставы Ильича», снятые на Старой Басманной, незабываемы)...
Целая глава московской истории ушла. Точнее, плавно уехала на мягких шинах в троллейбусный парк вечности.
Ценителям литературы тоже есть что вспомнить. Троллейбусы встречаются в произведениях многих писателей-москвичей – от Юрия Трифонова, 8-летним мальчишкой заставшего появление первых рогатых электромашин, до Дмитрия Быкова, в одном из эссе вспоминавшего «семерку» на Воробьевых горах. Кстати, говорят, что хрестоматийную строчку Окуджавы («Я в синий троллейбус сажусь на ходу,/ В последний, в случайный») недолюбливают сотрудники Мосгортранса – за фактические неточности. Во-первых, садиться на ходу в общественный транспорт запрещено, а во-вторых, никаких случайных рейсов в городе не бывает: все машины ходят строго по расписанию.
На троллейбусах можно было прокатиться по «литературным» маршрутам, доехать до музея известного писателя, увидеть из окна дом, где происходит действие знаменитой книги. 15-й номер мчал пассажиров по Пречистенке, овеянной именами Пушкина, Толстого, Булгакова. 25-й делал разворот близ бывшего дома Стахеева, где жил и умер Маяковский. На 9-м пассажиры добирались до дома Брюсова на проспекте Мира, на 31-м – до музея Горького, что в особняке Рябушинского. 39-й маршрут делал остановку возле арбатского двора, описанного в романе Анатолия Рыбакова. Рейс кольцевого «Б» превращался в экскурсию по лермонтовским и чеховским местам...
А на нынешнем единственном троллейбусе «Т» (весь его маршрут составляет девять остановок) можно добраться разве что до квартала, где некогда стоял дом, в котором родился Пушкин. И никаких романтических полночных рейсов у него нет: машины уходят в парк в половине девятого.
комментарии(0)