Вот как, по мысли советских властей, новый аул казахских кочевников должен был отличаться от старого. Иллюстрация из книги |
Федор Леонидович Синицын, известный в академических кругах историк, автор нескольких серьезных трудов, специализируется на межнациональных отношениях в России, писал о национальной политике СССР, об этой проблеме во время Великой Отечественной войны. В работе «Советское государство и кочевники» автор рассматривает вопрос с точки зрения существования отдельной кочевой цивилизации. Ее признаком он считает возникший в I тысячелетии до н.э. в пустынно-степных областях Евразии особый тип хозяйствования, неотделимый от образа жизни, – сезонную миграцию вместе со стадами полных семей и родов скотоводов, включая неработающих малолетних детей и стариков. Численность кочевников в мире в настоящее время историк оценивает в 20 млн человек – для цивилизации маловато, но это всего лишь ее остатки. Автор указывает, что современные казахские историки не видят разрыва между «колониальной» политикой Российской империи и СССР, они считают, что «захват Россией казахских земель в течение XIX века неизбежно предвещал насильственную и гибельную оседлость в XX веке». Исследователь не вдается в полемику с «казахскими историками», однако мы можем напомнить, что представители среднеазиатских народов, в том числе ханы, настойчиво просились под руку царей, хоть и предвидя будущие проблемы, и их просьбы удовлетворяли. Зарубежные историки отмечают, что в глазах кочевников русские колонисты никак не ассоциировались с государством, то есть жили на их землях по обоюдному согласию сторон. Федор Синицын вводит термин «обоседление» и указывает, что такие действия наблюдались не только в СССР, но и в других странах мира.
Федор Синицын. Советское государство и кочевники. История, политика, население. 1917–1991.– М.: Центрполиграф, 2019. – 318 с. |
К кочевым народам советская власть причислила и цыган, скотоводством, как известно, не занимавшихся. Их удалось принудить к оседлости лишь с принятием в 1956 году постановления Совета министров РСФСР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». С тех пор цыгане живут в своих поселках, но, по аккуратному выражению автора, «это не решило целого ряда проблем по интеграции цыган в общероссийское социально-экономическое пространство», то есть «приобщение к труду» пока что не состоялось. Коренные народы Севера принуждать не пытались – там проживало «редкое, разбросанное население, о котором власти почти ничего не знали». Это благотворное неведение позволило оленеводам в целом сохранить свой образ жизни до сего дня.
комментарии(0)