0
3781
Газета Non-fiction Печатная версия

29.07.2020 20:30:00

Часы минувшего

Последняя запись ректора и писателя

Тэги: сергей есин, литературный институт, дневники, писательство


15-1.jpg
Сергей Есин. Дневник-2017. – М.: 
  Вест-Консалтинг, 2020.– 520 с.

Вот и завершилось то, чему, казалось, не будет конца, – вышел заключительный том есинского «Дневника», а это в общей сложности 17 отдельных книг плюс дневник 2005 года, изданный «Дрофой» под одной обложкой с романом «Твербуль, или Логово вымысла». Кстати, опыт соединения автором поденных записей с высокой литературой мог, возможно, впервые навести его тогда на мысль о сравнении того и другого – не в смысле их эстетической ценности, а, я бы сказал, с точки зрения перспектив износостойкости. В ту пору, только простившись с ректорским кабинетом в Литинституте, Сергей Николаевич не раз повторял мою фразу из рецензии многолетней давности (см. «НГ-EL» от 13.09.07): дескать, ректор заслонил в нем писателя. А в самые последние годы жизни говорил, что именно дневники его непременно останутся в истории, и молчал о своих романах, словно их дальнейшая судьба уже не интересовала писателя.

Но если он так низко расценивал шансы своей беллетристики – одного из вершинных, на мой взгляд, проявлений гоголевской традиции в русской литературе, – отчего же до самого конца продолжал выколдовывать новые сюжеты и образы (его свеженаписанную пророческую повесть «Смерть приходит по-английски» я успел только вчерне отредактировать, когда из Минска пришло трагическое известие)? Или Есин понял с высоты своего возраста и опыта нечто такое о тайных путях искусства, что мог ни о чем больше не беспокоиться? Думаю, да, и будущее подтвердит это. Вот и сейчас, насколько знаю, подготавливается к печати сборник повестей руками оставшихся верными памяти – Сергея Толкачева, ближайшего друга и душеприказчика, и Павла Косова, бывшего есинского семинариста в Литинституте, бережно отредактировавшего его предсмертный дневник.

Игравший, по завету Тютчева, с людьми и судьбой, Сергей Есин все это заранее просчитал и предвидел. Но было ли безмятежно у него на сердце перед тем, как оно тихо замерло в минской гостинице, будто маятник напольных часов, где опустились на цепях тяжелые гири? Ни в коем случае. «Мне интересно, – сообщает он в дневнике, – что происходит в государстве, меня волнует чувство справедливости, я вижу особенности нашего политического строя, которому не сочувствую, вижу ограниченность оппозиции, меня раздражает бесконечное воровство, восхищают некоторые мои сверстники, которые умудряются играть сразу за две команды, я пишу о Литинституте, по­тому что это основное, что у меня есть и что меня занимает. В конце концов, Литинститут – это зеркало литературы. И в редкую сеть иногда что-нибудь да попадает. Не судите строго, и кто знает, что останется нашим потомкам».
 

15-3.jpg
Сергей Есин – всегда живой.
Фото PhotoXPress.ru
И самая последняя запись, от 9 декабря: «Выспался, потому что часа в четыре выпил снотворное. Из полезного: ходил по стадиону, отчистил машину от снега, потом довольно долго разбирался со своим Дневником. Все время грызет: не слишком ли много времени я этому всему уделяю? То ли записываю, как много от меня ускользает, как неверно или облегченно я иногда толкую события…»

Маятник остановился, но часы продолжают безошибочно показывать время, пусть и ушедшее от нас, живых, навсегда.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Картина бытия во времени и пространстве

Картина бытия во времени и пространстве

Шевкет Кешфидинов

Борис Кутенков поразмышлял вслух о мемуарах и дневниках

0
667
Тоска под сердцем

Тоска под сердцем

Максим Лаврентьев

Предсмертная метаморфоза в прозе Шукшина

0
2714
Имеющий в руках цветы плохого совершить не может

Имеющий в руках цветы плохого совершить не может

Нина Краснова

Исполнилось 100 лет со дня рождения поэта и прозаика Владимира Солоухина

0
5060
Символ Холокоста

Символ Холокоста

Владимир Соловьев

Анна Франк навсегда осталась в том возрас­те, в каком погибла в концлагере Берген-Бельзен

0
2434

Другие новости