Господь избрал народ Израиля, но справиться с ним не может. Рой де Местр. Иаков борется с ангелом. 1958. Изображение с сайта www.charlesnodrumgallery.com.au
Раввин Джонатан Сакс – бывший главный раввин Англии, автор нескольких книг, обучающий искусству лидерства на основе Устной Торы. К раввинскому поприщу начинающего юриста сподвигла перевернувшая всю его жизнь встреча с последним любавичским ребе – Менахемом Мендлом Шнеерсоном. На стезю же «лайф-коучинга» раввина Сакса привела прочтенная в критический момент книга с типичным для подобной литературы названием «Лидерство под ударом. Как лидеру выжить в беде». Автор ее и нескольких других мануалов по лидерству Рональд Хейфец написал предисловие к труду своего последователя и друга Джонатана.
Название книги – «Уроки лидерства», вероятно, многих сразу навело на мысли: «А, очередной лайфхак от очередного «учителя жизни», да еще в еврейской обертке? Нет, спасибо».
И действительно, по стилю и методу подачи это типичный «лайфхак» – актуальный и продаваемый, ведь он призван не только научить читателя быть лидером, но и объяснить, зачем это ему нужно. А вот дальше уже интереснее – объясняет и аргументирует это автор примерами из Торы, еврейского Священного Писания, основываясь на принципах и мировоззрении иудаизма. И потому резонно возникает вопрос: для кого эта книга, для всех читателей или лишь последователей трех авраамических религий?
Верен именно второй вариант, даже если расширить аудиторию до всех представителей западноевропейской постиудеохристианской цивилизации, на которую Библия в ее христианской версии, ее сюжеты, идеи и действующие лица оказали решающее влияние.
Это подтверждает первый же абзац предисловия: «Его труд весьма актуален сегодня – с учетом острой напряженности между евреями, христианами и мусульманами». Ниже автор введения пытается расширить аудиторию: «Три авраамические религии основаны на историях и законах Пятикнижия Моше и дают их трактовки, которые служат ориентирами для нас. В самом деле, эти пять священных книг имеют значение для религиозных и философских общин всего мира». Но неубедительно, неуклюже выходит – он все время возвращается к Торе и осуществляет или наивную ошибку, или сознательную подмену: «Анализируя то, как раскрывается тема лидерства и власти в Библии, Сакс показывает, что в борьбе, которую мы ведем сегодня каждый день, нам помогут истории о наших предках». То есть книга о социопсихологическом опыте древних евреев и предназначена именно евреям современным, потомкам праотцов и праматерей Израиля?
Многовековая мудрость любого древнего народа, и особенно такого носителя оригинальной религиозной, национальной и культурной традиции, как народ еврейский, ценна. Но именно с такими оговорками и стоит предлагать эту книгу индийцу, китайцу или африканцу как представителям не менее древних цивилизаций, а самое главное – обладателям принципиально иного менталитета. И если еще 100–150 лет назад ойкумена ограничивалась в основном Европой с окрестностями, а на выходцев с Востока (или из Африки) смотрели как на экзотическую диковинку, то сегодня как раз культурное наследие Европы стремительно утрачивает свою ценность, в плавильном котле мультикультурализма уступая место Востоку и Югу.
Пожалуй, генеральная идея книги – принципиальное различие между властью и лидерством. В этом, по мнению Сакса, коренится привычка, если не сказать характерная склонность, евреев не повиноваться власти. И спорить с Богом, ведь Бог – наивысшая власть. Сакс поясняет свою мысль:
«Власть – это то, чем ты обладаешь благодаря должности или положению, которое ты занимаешь в семье, общине или обществе. Президенты и премьер-министры, генеральные директора и капитаны спортивных команд – все обладают властными полномочиями. Но они не обязательно являются лидерами. Они могут быть лишены воображения или занимать оборонительную позицию. Они могут сопротивляться переменам даже в условиях, когда становится совершенно ясно, что они необходимы». И далее: «С другой стороны, человек может быть лидером, формально не обладая никакой властью. Тут классический пример – Нахшон, сын Аминадава, который, согласно традиции, первым вошел в воды Красного моря, после чего море расступилось и израильтяне смогли перейти его и достичь противоположного берега».
В описании властителя, не являющегося лидером, в первую очередь узнается библейский Бог, не правда ли? Сначала Он открылся Аврааму, постепенно «завоевал доверие» – ключевое слово в его буквальном значении «завоевал», став не то лидером, не то самопровозглашенным Господином сначала Израиля, а потом и всего мира. Сомнения в лидерских качествах Бога укрепляют не только Его методы, красноречиво и подробно описанные в тексте Пятикнижия, но и постоянное возражение Ему, «жестоковыйность» и строптивость еврейского народа и его лидеров.
Рабби Джонатан Сакс. Уроки лидерства. Недельные главы Еврейской Библии/ Пер. с англ. О. Алякринского. – М.: Книжники, 2020. – 350 с. |
Из этих «панибратских» отношений евреев с Богом автор выводит забавную, по-детски умилительную мысль – оказывается, Бог тоже учится, а если совсем по-простому – и с Ним тоже можно договориться.
Словно в угоду пресловутой политкорректности, автор посвящает целую главу женщинам-лидерам. Особая роль женщин в глубинно патриархальной иудейской традиции – не открытие Сакса. Общеизвестны и почитание праматерей наряду с праотцами, и то, что еврейство передается по материнской линии, и легендарная «а идише мамэ» – еврейская мама. Однако в контексте актуалий современности, формата книги и ее целевой аудитории она пришлась как нельзя кстати, поэтому Сакс и учит нас тому, что женщины могут быть весьма успешными лидерами – особенно тогда, когда мужчины не справляются.
Самый, пожалуй, неочевидный и неожиданный, для раввина в первую очередь, вывод – ненужность Бога. Вполне возможно, что когда-то, в те ветхозаветные времена, Бог действительно общался с праотцами Израиля и пророками, передал им Тору и 10 заповедей. Откровение за последующие три с лишним тысячи лет породило две «дочерние» религии и множество комментариев, оформленных в канон Священного Предания – Талмуд.
Почти как у деистов: Бог сотворил мир, избрал Свой народ, оставил Завет – и удалился от дел.
Ведущий читателя сквозь тысячи лет священной истории Израиля, творчески препарируя взаимоотношения героев книги, праотцов и праматерей, с Богом, раввин Джонатан Сакс преподносит науку лидерства как искусство ответственного и уважительного управления коллективами и массами.
комментарии(0)