0
3811
Газета Non-fiction Печатная версия

08.07.2020 20:30:00

В краю лавров и кипарисов

Пушкин проявлял большой интерес к древней истории Крыма

Тэги: крым, история, пушкин, литература, василий жуковский, гурзуф, бахчисарай, чиновник, дипломат, командировка, политика, александр i, империя, екатерина ii, экскурсии, айвазовский, феодосия, кавказ, украина


крым, история, пушкин, литература, василий жуковский, гурзуф, бахчисарай, чиновник, дипломат, командировка, политика, александр i, империя, екатерина ii, экскурсии, айвазовский, феодосия, кавказ, украина Поэт в 1820 году посетил множество интересных уголков Крыма. «Пушкинский грот» в Феодосии. Фото из книги Александра Васькина «Пушкинские места России. От Москвы до Крыма» (М., 2017)

Ровно 200 лет назад коллежский секретарь Александр Пушкин, числившийся по Министерству иностранных дел, был переведен по службе на юг. Император Александр I повелел удалить талантливого, но политически неблагонадежного поэта подальше от столичного общества и либеральных идей. То, что в советском литературоведении именовалось южной ссылкой, было формально командировкой. «Участь Пушкина решена. Он завтра отправляется курьером к Инзову и останется при нем», – писал 5 мая 1820 года Александр Тургенев Петру Вяземскому. Так началось первое большое путешествие поэта по России. В течение нескольких месяцев он посетил множество незнакомых ему прежде регионов европейской части империи – Украину, Дон, Кубань, Кавказ, Крым, Бессарабию. 21-летний поэт знакомился со страной, с ее людьми, с ее историей и современностью. По пути, в Кисловодске, он узнал о выходе в Петербурге своей первой книги – поэмы «Руслан и Людмила». Ее рукопись из-за поспешного отъезда он оставил у брата Льва; тот готовил ее к печати вместе с Сергеем Соболевским, а в цензурный комитет поэму подавал Василий Жуковский.

Пушкин во время поездки жадно впитывал новые впечатления. Многие из них отозвались в его произведениях. Он с интересом слушал рассказы местных жителей. Это было не праздное любопытство туриста, но энтузиазм исследователя. Уже в ту пору поэт с большим вниманием относился к изучению отечественной истории. Именно летом 1820 года Пушкин познакомился с одним из первых российских краеведов (хотя такого слова в ту пору еще не существовало).

Итак, Семен Михайлович Броневский (1763–1830). Кто же он такой и что свело его с молодым поэтом?

Это был опытный чиновник, дипломат, участник Персидского похода 1796 года, губернатор Феодосии в 1808–1816 годы. Эта должность оказалась для него на служебном поприще последней. Броневский вступил в конфликт с таможенными чиновниками и купцами-греками. Те начали плести интриги, писать жалобы (в порту издавна процветало взяточничество). В конце концов принципиальный чиновник вынужден был подать в отставку. Он поселился в Гурзуфе в собственном доме на берегу моря, писал книгу «Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе» (первая ее часть вышла при жизни автора, вторая… лишь в 1990-е годы). В своем саду он выращивал виноград и миндаль, которыми щедро угощал Пушкина, останавливавшегося в его доме 16–18 августа 1820 года. В письме к брату Льву поэт назвал Броневского человеком «почтенным по непорочной службе», имеющим также «большие сведения о Крыме, стороне важной и запущенной». Ведь хозяин потчевал поэта еще и историями о древней истории этого края, проводил для него экскурсии. Вообще Пушкин в ходе той поездки проявлял большой интерес к старине: осматривал в Керчи руины античного Пантикапея и гробницу Митридата, посетил ханский дворец в Бахчисарае, планировал писать поэтические произведения на сюжеты из древней русской истории.

В краеведа-любителя Броневский переквалифицировался в период губернаторской службы. В мае 1811 года по его инициативе в Феодосии был открыт Музей древностей – один из первых музеев в стране (проект утвердил лично Александр I). Сам же этот город – один из древнейших на территории России: он основан греками из Милета еще в VI в до н.э., позже входил в состав Боспорского царства, разрушался гуннами, захватывался поочередно хазарами, византийцами, войском Золотой Орды. В Средние века выкуплен генуэзцами, создавшими здесь богатую колонию Кафа, с портом и крепостью. В середине ХV века – пору своего наивысшего расцвета – город превышал по размерам Константинополь. Коммерческая Кафа служила своего рода шлюзом между Европой и Азией, однако именно через нее с Востока на Запад подчас проникала и чума. Долгих три столетия в Кафе властвовали османы и их вассалы – крымские татары. При Екатерине II, после присоединения Крыма к России, городу возвратили древнее греческое название Феодосия, то есть Богом данная.

Первоначально музей располагался в здании бывшей турецкой мечети. Основой послужила коллекция древностей феодосийского купца Еварги, приобретенная по решению городской думы за 1000 рублей. В число первых экспонатов входили эллинистические мраморные львы, тарелка с изображением грифона, фрагменты средневековых каменных руин. Собрание постоянно пополнялось благодаря дарениям, археологическим раскопкам и покупке древних артефактов (в том числе из Керчи, Судака, Тамани). Научное и культурное значение музея росло. Специальное здание для него в 1871 году построили по проекту самого известного жителя города – Ивана Айвазовского. Ныне Феодосийский краеведческий музей находится в здании бывшей гостиницы «Генуэзская» на проспекте Айвазовского, памятника архитектуры рубежа ХIХ – начала ХХ века. В его фондах более 7000 экспонатов – памятники археологии, этнографические и документальные материалы, минералы, окаменелости, старые открытки…

После смерти Броневского его дача со всем имуществом и архивом была продана участнику кавказских войн, «покорителю Азербайджана» генералу Котляревскому. Увы, значительная часть архива историка погибла при пожаре в 1905 году. Еще через два десятилетия в мемориальном доме устроили ведомственный санаторий. Он и ныне там располагается. В недрах его, рассказывает краевед Александр Васькин, «спрятался так называемый пушкинский грот 1812 года постройки: по легенде, поэт отдыхал в его тени».

«Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения; он остановился в виду Юрзуфа», – писал Пушкин в письме брату в сентябре 1820-го. В Гурзуфе поэт написал и начал множество стихотворений, осматривал местные памятники – в частности, развалины древней византийской крепости, сооруженной, по мнению специалистов, при императоре Юстиниане в VI веке. В начале сентября Пушкин с друзьями, отцом и сыном Раевскими, совершил экскурсию по южному берегу Крыма: из Гурзуфа до Ялты (в то время – маленькая деревушка), оттуда в Алупку, к Георгиевскому монастырю, в Бахчисарай и далее в Симферополь. Затем в середине сентября через Херсон и Николаев он двинулся в Одессу, где его ждал генерал Инзов.

«Пребывание Пушкина в Крыму – главный драгоценный камень в литературном ожерелье этого полуострова, сконцентрировавшего в себе множество судеб и легенд», – пишет современный филолог, биограф поэта Владимир Новиков. Недолгая поездка Александра Сергеевича в Крым оставила ценнейший след не только в его поэзии. Через четыре года Пушкин опубликовал в альманахе «Северные цветы» путевой очерк, основанный на воспоминаниях. При работе (как выяснили ученые в ХХ веке) он также пользовался историко-археологической и краеведческой книгой Ивана Муравьева-Апостола «Путешествие по Тавриде», вышедшей в 1823 году, и другими трудами по истории полуострова. При этом увиденное и прочитанное творчески переосмысливалось поэтом: к примеру, «Бахчисарайский фонтан» содержит ряд анахронизмов. «Пушкин имел задачей изображение более близких ему чувствований, а не археологическое воспроизведение исторических картин из крымско-татарской жизни. Отсюда и исторические неточности, и условность «восточного колорита», – отмечал классик литературоведения Борис Томашевский.

В том же 1824 году южная командировка поэта внезапно завершилась. Ему было предписано выехать в родовое имение Михайловское.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
1181
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
971
Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

Анастасия Башкатова

Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

0
1026
США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

Виктория Панфилова

Президент Мирзиёев обещает поддержку национальному бизнесу

0
894

Другие новости