Юрий Визбор любил альпинистов и горы. Кадр из фильма «Миг удачи». 1977
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года, приближается день его рождения. Так давайте поговорим о песнях-монологах Юрия Визбора.
К форме песни-монолога исполнители обращаются довольно часто. И поэты, и барды. Монолог накладывает дополнительную ответственность на искренность – это с одной стороны. А с другой стороны, чтобы монолог слушали, автор монолога должен или очень органично вписываться в образ лирического героя, или действительно быть очень интересным человеком.
О да, у Визбора это было. Он и сам был личностью. Но, с другой стороны, он писал монологи и от имени своих лирических героев. И частенько на концертах просил не отождествлять его, исполнителя и автора, с его лирическими героями. «А то мало ли что подумают», – улыбался на концертах он.
Начнем с простенького. Вот монолог «маленького» влюбленного человека:
Разрешите вам напомнить
о себе,
О своей незамечательной
судьбе,
Я как раз на верхней полочке
лежу,
В данном случае бездельничаю
– жуть!
К теме «маленького» человека обращались и обращаются многие. Чем мне близок Визбор, так это тем, что он очень по-доброму говорит от имени своих «маленьких», незадачливых людей. Можно сказать, что это – его кредо (про которое он нигде не говорил). Он просто был добрым.
Я-то думаю, что думаете вы,
Как вы были замечательно
правы,
Рассказав мне поучительный
рассказ,
Что не нужно больше думать
мне о вас,
Что любовь ненастья
быстренько сотрут,
Что единственное счастье –
это труд,
Я, ей-богу, понимал вас в этот
час,
Но, представьте, я-то думал
все о вас.
А женские монологи… Героини, несмотря на тяготы и неустроенность, – добрые. Добрые, не очень счастливые женщины, которым, конечно же, хочется посочувствовать. Вот неологизм Визбора, когда эта самая не очень счастливая женщина, бывшая спортсменка, только что отстоявшая при встрече с нахальным прохожим свой маленький семейный уют, обращается уже дома к своему в очередной раз нетрезвому мужу: «Нелюбимый, нелюбимый… нелюбимушка моя!»
Тема гор – ну, тут у Визбора очень много монологов!
«Я помню тот край окрыленный, там горы веселой толпой…», «Свое сердце оставил я в Фанских горах», «Ты как хочешь, пиши – не пиши», «Окончился путь некороткий/ Гора перед нами встает,/ Присутствие чая, отсутствие водки –/ Да разве ж тут трезвый взойдет?!/ Аркаша, Алеша, Юраша, Климаша/ И самый задумчивый я».
Про горы, про начинающих альпинистов, парня и девушку, которые в течение смены в альплагере ходят в одной альпинистской связке (связанные одной веревкой), написана простенькая, очень добродушная песня:
Ты ножкой двинула
Чуть на вершок,
Какао вылила
На мой мешок.
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой
Веревочкой одной!
Любил Юрий Визбор горы. Еще больше он любил альпинистов, про которых в эпоху социализма говорили: «Альпинисты – это обычные люди, только на 5% лучше». К ним Визбора и тянуло. А еще его тянуло к горнолыжникам. Он и сам был одно время инструктором по горным лыжам. А еще снялся в одной из главных ролей, в роли тренера по горнолыжному спорту в фильме «Миг удачи». Вот и написал:
Там, где лыжники летят
по снегу, где неистовое солнце
О щеку красотки трется
щекой,
Там однажды сочинился,
сам собой ко мне явился
Вот мотив какой…
Военная тематика Визбора. Как же без нее? Вот песня-монолог «Рассказ ветерана», тоже характерная для барда и поэта:
Мои года, как поезда,
проходят,
Но прихожу туда хоть раз
в году,
Где пахота заботливо обходит
Печальную фанерную звезду,
Где солнце жарит, чтоб
оно пропало,
Где не было судьбы у нас другой.
И я шепчу: «Прости, Виталий
Палыч,
Прости мне, что я выжил,
дорогой».
Песня «Рассказ технолога Петухова», которая в наше время получила новую жизнь, имеет интересную историю. Песня Юрия Визбора имела резонанс и вызвала недовольство околовластных структур. В очередной раз подвергся остракизму за эту песню Визбора Владимир Высоцкий, который к этой песне не имел никакого отношения и никогда не исполнял. Но в 1968 году песня была на слуху, ее пели в компаниях, на кухнях и у костров. Песня была чудесным штрихом эпохи развитого социализма. Визбор очень по-доброму относился к офицерам военно-морского флота, к строителям Саяно-Шушенской ГЭС. Он не издевался, когда писал:
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты
всей,
Мы впереди планеты всей!
Но попахивало от этой песни нонконформизмом. А кто автор? Ну, не разобрались блюстители морали. Перепутали.
И вот газета «Советская Россия» публикует статью «О чем поет Высоцкий?» и, помимо обвинений в безыдейности и обывательщине, ругает автора за издевательство над достижениями советского народа, за то, что «…мы делаем ракеты, перекрываем Енисей». Эстафету ругани в адрес технолога Петухова подхватили «Комсомольская правда», «Тюменская правда», «Комсомолец Кубани».
Высоцкий сумел доказать, что он ни при чем. По слухам, он даже письмо написал в ЦК ВЛКСМ. И только тогда травля прекратилась. А Визбора грозы миновали (разрядившись на Высоцком).
Северная тематика – и тут у Юрия Визбора много монологов. Одна из самых популярных песен – «Серега Санин», но есть «Маленький радист большого корабля», «А море серое», есть еще и «Полярное кольцо», есть подзабытая песня-монолог «Остров Путятин».
Плаваем мы не от скуки,
Ищем не просто тревог,
Штопаем раны разлуки
Серою ниткой дорог.
Можно вспомнить и песню-монолог «Тост за Женьку!», посвященную недавно ушедшей актрисе, второй жене Визбора Евгении Ураловой. Ах, как написано! Прямо завидно становилось.
Но все же напились порядком,
И каждый из вас толковал:
Ах-ах, молодая дворянка,
Всю жизнь я такую искал.
Ну, вспомнили? То-то, и верно,
Ни разу с тех пор не встречал
Я женщину более верных
И более чистых начал.
Но в конце этого тоста за Женьку автор, он же лирический герой, будто бы случайно вспоминает: «...по привычке нахмурясь, я вышел из прошлого – прочь». Ну да, на то были причины.
Ну и, может быть, одна из вершин в творчестве Визбора – песня «Ты у меня одна». Ее пели, поют и будут петь. На киноэкране впервые она прозвучала в фильме «Городской романс» в 1970 году. Ее пел Визбор, пели Сергей и Татьяна Никитины, пел Николай Караченцев, в 1993 году эту песню пел Александр Збруев в фильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (где эта песня проходит лейтмотивом всего фильма), пел Олег Митяев, поют Варвара Визбор и Евгений Дятлов.
Ты у меня одна,
словно в ночи луна,
Словно в степи сосна,
словно в году весна.
Hету другой такой
ни за какой рекой,
ни за туманами,
дальними странами...
В наше время день рождения Юрия Визбора отмечается в двух форматах. Обычно проходит концерт в большом зале (иногда даже в Кремлевском дворце съездов), но 20 июня в сретенском дворике, где когда-то жил бард и поэт, тоже собираются люди – попеть его песни. Это уже традиция. Посмотрим, карантин-то сняли…
комментарии(0)