0
3833
Газета Non-fiction Печатная версия

04.03.2020 20:30:00

Рязанов навсегда

Знаменитый режиссер был организатором и лидером, он обладал многомерным видением пространства и разбирался в людях

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: кино, комедия, эльдар рязанов, леонид гайдай, война, ВГИК, поручик ржевский


8-14-1350.jpg
Эльдар Рязанов, главный по Новому году
в советском кино. Иллюстрация из книги
После книги о Гайдае у Евгения Новицкого вышла следующая – об Эльдаре Рязанове, главном по Новому году в советском кино (он снял об этом празднике три фильма). Обращение к биографии архисоперника Гайдая выглядит вполне логичным, жизнеописание двух режиссеров закрывает вопрос кинокомедии в СССР процентов на девяносто.

В самом начале книги у автора имеется блестящее сравнение Рязанова с Гайдаем. При равной любви к обоим персонажам Новицкий отдает предпочтение второму: «Рязанов, вероятно, был не настолько талантлив, как Гайдай». Однако все последующее повествование парадоксальным образом опровергает этот тезис.

Рязанов предстает во всеоружии качеств, необходимых режиссеру, – он организатор и лидер, он обладает многомерным видением пространства для создания мизансцен, великолепно разбирается в людях и знает цену каждому артисту, понимает музыку, он дипломат и царедворец. Рязанов реализуется не только в кино, но и как писатель, как телевизионный ведущий. При этом уровень его лучших комедий никак не ниже гайдаевских, а диапазон как кинорежиссера шире, чем у его соперника, – «серьезный» жанр дается ему так же, как и комедийный.

Интересно сопоставить творческий путь Рязанова и Гайдая. Гайдай после первой удачи в 1961-м с короткометражками снимал одни шедевры вплоть до 1973-го – года «Ивана Васильевича». Рязанов же, шедеврально стартанув в 1956-м с «Карнавальной ночью», допускал затем провалы – «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», но удерживался на уровне вплоть до 1984-го – года «Жестокого романса». Таким образом, плодотворный период у Рязанова продлился дольше примерно на 15 лет.

Кое-что в описании начала жизни Рязанова вызывает удивление: про 1944 год – год его поступления во ВГИК – рассказывается так, словно и не идет война. Подробно перечисляются метания юного Элика – то ли поступать в одесскую мореходку, то ли еще куда, а то, что вообще-то он, 1927 года рождения, подлежал призыву, что сотни тысяч его сверстников попали в армию, остается за кадром. И нам остается непонятным – рвался ли Рязанов на фронт, работал ли он на оборонных предприятиях, как миллионы подростков (например, во время эвакуации в Нижний Тагил)? Невольно создается образ эгоистического мажора, озабоченного исключительно своей личной судьбой.

Имеются и фактические ошибки. Цитируется дневник Василия Катаняна – сокурсника Рязанова, якобы первых дней после поступления, и тут же в дневнике запись об августе 1945 года, причем уже в ретроспекции. Некритически используются воспоминания самого Рязанова – режиссер рассказывает о событиях 1969 года и упоминает о роли в них писателя Ильи Зверева, умершего в…1966 году. Вообще учеба во ВГИКе – а это целых шесть лет – затронута слишком кратко, и даже тема дипломной работы остается обойденной.

8-14-11250.jpg
Евгений Новицкий. Эльдар
Рязанов. – М.: Молодая гвардия,
2019. – 405 с. (Жизнь
замечательных людей).
Что очень важно и интересно в книге Новицкого, так это повествование об отношениях Рязанова с киношным советским истеблишментом и государственными структурами. Из него вырисовывается весьма непривычная фигура режиссера, совсем не вольнодумца, как это могло бы показаться. Сначала его плотно опекал Иван Пырьев, давший ему путевку в кинематографическую жизнь, – личность для либералов-антисоветчиков одиозная, но в книге он предстает человеком сложным и интересным.

Затем Рязанов тонко играл на колебаниях и предпочтениях в верхах, в том числе противоречиях между главами Госкино Филиппом Ермашом и Гостелерадио Сергеем Лапиным, что подробно описывается в книге. Оба этих консервативных «зубра» много помогали Рязанову. Несколько шокирующе для прогрессивной публики предстает рассказ, как режиссер сотрудничал с самыми «реакционными» изданиями, например с журналом «Молодая гвардия» или издательством «Советская Россия». Так что в борьбе либералов с патриотами в 60–80-е Рязанов вовсе не стоял однозначно на стороне «добра».

Очень интересный сюжет повествования в книге – история литературных проектов Рязанова–Брагинского, так и не ставших фильмами. Мы можем только догадываться, как выглядели бы на экранах «Родственники» или «Притворщики». Этот творческий дуэт вызывает восхищение способностью, во-первых, издавать и проталкивать свои, в общем-то, откровенно слабые в художественном отношении опусы, во-вторых, умением по нескольку раз использовать собственные замыслы – сперва напечатав их, затем пустив по театрам страны, а после уже поставив фильм. Читателю пощекочет нервы пикантная история о восприятии в роли лесби-иконы советской андеграундной культуры героини «Давным-давно» – фильма, сделавшего невольно Рязанова отцом популярнейшего героя анекдотов поручика Ржевского. То, как Рязанов беззастенчиво позаимствовал тройку Вицин–Никулин–Моргунов у Гайдая, наводит на размышления об авторском праве в советскую эпоху.

Вызывает сомнение употребление новомодного жаргона в отношении советского кино – все эти ребрендинги, мискастинги, камерамены, ремейки, сиквелы и прочий словесный мусор, доходящий до анекдотической «копродукции», хотя порой проскакивает как глоток родниковой воды «звукоряд» наряду с мутным «саундтреком». Зачем-то Новицкий обильно цитирует статьи кинокритика Дениса Горелова, написанные языком прессы 90-х.

Рассказывая о конкретных фильмах, Новицкий порой пропускает существенное, например роль Михалкова в «Вокзале для двоих» (ее он коснется позже) или то, что фильм «Берегись автомобиля» стал началом плодотворного сотрудничества с композитором Андреем Петровым, и роль его музыки в успехе этой ленты. Впрочем, все ошибки и недостатки книги искупает фраза о той же ленте «Берегись автомобиля» – «нетленный шедевр мирового кино». Написать так в наше время – дорогого стоит.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь в немыслимых условиях

Любовь в немыслимых условиях

Владимир Буев

Биография Василия Шукшина, наговоренная двумя мудрецами

0
2293
Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Наталия Григорьева

Мама и папа – режиссеры – сняли дочерей в кино про сирот, которых уносит в открытое море

0
5458
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
7960
За ширмой фантастики

За ширмой фантастики

Анна Дербенева

Союз литераторов РФ запустил масштабный научно-популярный проект

0
2857

Другие новости