Человек необыкновенной искренности и таланта Игорь Класс. Иллюстрация из книги |
Фильмографию Игоря Иосифовича Класса, как правило, открывает картина «Заговор послов» (1965), где он сыграл «рыцаря революции» – Феликса Дзержинского. При помощи мастеров грима удалось добиться поразительного внешнего сходства с Железным Феликсом . У зрителя рождалось необходимое идеологам доверие к образу вождя революции, не знавшего никакой жалости.
Вообще странно, что этот замечательный актер не играл древнерусских святых. Весь его какой-то изможденный облик, острый взгляд наводят на мысль о правде, о людях, готовых за свои убеждения на любой костер. Впрочем, была небольшая роль... Режиссер Николай Досталь пригласил Класса в свой сериал «Раскол». Эпизод маленький, но какой! Актер сыграл монаха Ферапонтова монастыря.
В жизни актера, конечно, бывали и главные роли. К примеру, в замечательной и совершенно чуждой идеологической тупости картине Александра Сурина «Дорога домой» (1969). А еще в сериале того же Досталя «Завещание Ленина», где Класс сыграл Варлама Шаламова, блестяще показав писателя, с исполинской силой раскрывшего трагедию ГУЛАГа. Он довел до нас драму старости Варлама Тихоновича, сохранившего непримиримость ко злу и лжи. А какой достоверный, незабываемый образ партизана-эстонца Класс создал в картине Алексея Германа «Проверка на дорогах»!
За годы службы театру и кинематографу Игорь Иосифович исколесил всю нашу страну, работал режиссером в театрах Тобольска и Абакана, снимался на киностудиях союзных республик. Он знал многих, и многие знали его. И всегда, насколько было можно в те времена, отстаивал свое понимание правды искусства и правды жизни. Он снимался у Говорухина, Мотыля, Хуциева, Климова, Губенко и многих других. Попадал в аварии, стихийные бедствия, помогал друзьям, выкарабкивался из разных трудных, порою практически непреодолимых ситуаций. И все фиксировала его цепкая память.
И вот сегодня мы имеем возможность развернуть широкое полотно этой искрометной жизни. Стараниями его учеников увидела свет рецензируемая книга.
Игорь И. Класс. «Что он Гекубе?» (Записки неприкаянного артиста). – М.: 2020, – 374 с. |
Или вот, к примеру, его мысли об операторе Сергее Урусевском, задумавшим снимать фильм о Сергее Есенине. Как и везде, почти на каждой странице Класс пытается объяснить поступки героев своих воспоминаний, причем объяснить их именно как художник: «Переплетение есенинских стихов не полагало связного рассказа о жизни Поэта. А факты биографии не особенно волновали Урусевского. Для него важнее было окунуться в поэтику Есенина, найти ей адекватное экранное изображение. Это была, несомненно, авантюра, но авантюра прекрасная: уловить тончайший образ стиха и живописать его на экране».
Словом, всем, кому повезет взять эту книгу в руки, предстоит окунуться в драматический, но прекрасный мир советского кино, по которому их проведет человек необыкновенной искренности и, несомненно, не только актерского и режиссерского, но и литературного таланта: Игорь Иосифович Класс. После таких страниц вспоминаешь слова незабвенного Александра Трифоновича Твардовского: «Тут не убавить, не прибавить,/ Так это было на земле».
комментарии(0)