0
3906
Газета Non-fiction Печатная версия

26.02.2020 20:30:00

Прекрасная авантюра…

От Дзержинского до Шаламова: актерская и человеческая исповедь Игоря Класса

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: история, искусство, кино, дзержинский, варлам шаламов


7-15-1350.jpg
Человек необыкновенной искренности
и таланта Игорь Класс.  Иллюстрация из книги
Его узнают сразу, хотя, к великому сожалению, этот замечательный мастер часто играл лишь в эпизодах. Одна из первых его работ – атаман Ангел в знаменитой одноименной картине Андрея Смирнова, на годы положенной на полку. И надо же, одна из последних ролей также была у Смирнова в фильме «Жила-была одна баба», рассказывающем об Антоновском восстании 1920–1921 годов в Тамбовском крае. Но в окончательный вариант ленты персонаж артиста, увы, не вошел.

Фильмографию Игоря Иосифовича Класса, как правило, открывает картина «Заговор послов» (1965), где он сыграл «рыцаря революции» – Феликса Дзержинского. При помощи мастеров грима удалось добиться поразительного внешнего сходства с Железным Феликсом . У зрителя рождалось необходимое идеологам доверие к образу вождя революции, не знавшего никакой жалости.

Вообще странно, что этот замечательный актер не играл древнерусских святых. Весь его какой-то изможденный облик, острый взгляд наводят на мысль о правде, о людях, готовых за свои убеждения на любой костер. Впрочем, была небольшая роль... Режиссер Николай Досталь пригласил Класса в свой сериал «Раскол». Эпизод маленький, но какой! Актер сыграл монаха Ферапонтова монастыря.

В жизни актера, конечно, бывали и главные роли. К примеру, в замечательной и совершенно чуждой идеологической тупости картине Александра Сурина «Дорога домой» (1969). А еще в сериале того же Досталя «Завещание Ленина», где Класс сыграл Варлама Шаламова, блестяще показав писателя, с исполинской силой раскрывшего трагедию ГУЛАГа. Он довел до нас драму старости Варлама Тихоновича, сохранившего непримиримость ко злу и лжи. А какой достоверный, незабываемый образ партизана-эстонца Класс создал в картине Алексея Германа «Проверка на дорогах»!

За годы службы театру и кинематографу Игорь Иосифович исколесил всю нашу страну, работал режиссером в театрах Тобольска и Абакана, снимался на киностудиях союзных республик. Он знал многих, и многие знали его. И всегда, насколько было можно в те времена, отстаивал свое понимание правды искусства и правды жизни. Он снимался у Говорухина, Мотыля, Хуциева, Климова, Губенко и многих других. Попадал в аварии, стихийные бедствия, помогал друзьям, выкарабкивался из разных трудных, порою практически непреодолимых ситуаций. И все фиксировала его цепкая память.

И вот сегодня мы имеем возможность развернуть широкое полотно этой искрометной жизни. Стараниями его учеников увидела свет рецензируемая книга.

7-15-11250.jpg
Игорь И. Класс. «Что он Гекубе?»
(Записки неприкаянного артиста).
– М.: 2020, – 374 с.
«Какая разница, главная эта роль или минутный эпизод. Надел другой костюм, гримеры нарисовали тебе другое лицо, и началась новая жизнь. Вот как случилось, что прожил я восемьдесят лет своей неприкаянной жизни и еще сотню жизней в придачу», – пишет мастер в предисловии. Язык книги – яркий, острый, четкий. К примеру, вот так Игорь Иосифович размышляет над «Ивановым детством» Андрея Тарковского: «Сам собой напрашивается образ: война в виде эпидемии. Это она пронеслась над деревней и сожрала все ее дома вместе с жителями, она пронеслась над лесом и обглодала деревья, выжгла поля, выпила ветер, исказила пространство. Вирус не виден простым глазом. Видна его губительная «работа». Но самое страшное то, что вирус поразил людей. Они еще живы, но уже заражены войной. Они все погибнут, один за другим...»

Или вот, к примеру, его мысли об операторе Сергее Урусевском, задумавшим снимать фильм о Сергее Есенине. Как и везде, почти на каждой странице Класс пытается объяснить поступки героев своих воспоминаний, причем объяснить их именно как художник: «Переплетение есенинских стихов не полагало связного рассказа о жизни Поэта. А факты биографии не особенно волновали Урусевского. Для него важнее было окунуться в поэтику Есенина, найти ей адекватное экранное изображение. Это была, несомненно, авантюра, но авантюра прекрасная: уловить тончайший образ стиха и живописать его на экране».

Словом, всем, кому повезет взять эту книгу в руки, предстоит окунуться в драматический, но прекрасный мир советского кино, по которому их проведет человек необыкновенной искренности и, несомненно, не только актерского и режиссерского, но и литературного таланта: Игорь Иосифович Класс. После таких страниц вспоминаешь слова незабвенного Александра Трифоновича Твардовского: «Тут не убавить, не прибавить,/ Так это было на земле».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
1943
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
1022
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1203
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1082

Другие новости