![]() |
Константин Снятиновский с супругой Надеждой после венчания. Переславль-Залесский. Фото 1888 года. Иллюстрация из книги |
Автор, по специальности – преподаватель истории, рассказывает о селе Снятинове, откуда шел род Константина Переславского (Снятиновского), в XVI веке принадлежавшем Ивану IV Грозному, а позже ставшем патриаршим. Рассказывает о приходской жизни храмов, где служил священномученик, о членах большого семейства, в котором были и диаконы, и высокие иерархи. В таком повествовании невозможно, хотя бы и частично, не коснуться дореволюционной истории церкви. В предреволюционные годы и она не избежала разрушительных искушений: Константин Переславский учился вместе с семинаристами, увлеченными «произведениями либеральной немецкой теологии и учениями философов материализма». Но только что рукоположенный священник храма святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском пренебрег интеллектуальной модой, хоть и много занимался общественной деятельностью, благотворительностью, пользовался репутацией безупречно порядочного в денежных вопросах батюшки. Отец Константин ходил совершать требы в такие места в городе, куда и полиция являлась нечасто, окормлял людей, которых прочие сторонились, после службы спешил в рабочие кварталы или в больницу. Вместе с тем в атмосфере этой части рассказа о священнике возникает стойкое ощущение, что песочные часы перевернуты, и истекают минуты времени, отданного историей империи. Уже в большевистские времена отец Константин пришел на собрание горожан, возмущенных отсутствием хлеба, люди требовали ответов, большевистский уполномоченный был так напуган, что бежал через окно.
![]() |
Александр Орлов. Во власти Бога. История рода священномученика Константина Переславского (Снятиновского). – М.: Издательский центр Азбуковник, 2019. – 192 с. |
Александр Орлов встречался с потомками о. Константина, некоторые из которых живут за границей. Вторая часть книги под переплетом, выполненным в традициях семейного альбома, это собрание фотографий. Личные фото, дореволюционные, эмигрантские и позднейшие, предоставленные родственниками новомученника, резко контрастируют с теми, что иные выкладывают теперь в социальных сетях. Они предназначены не для произведения краткого эффекта, а для долгой памяти, им место в рамках на стенах или, как бывало в сельских домах, под стеклом одной большой рамы, являющей собой подобие частного иконостаса.
комментарии(0)