Константин Снятиновский с супругой Надеждой после венчания. Переславль-Залесский. Фото 1888 года. Иллюстрация из книги |
Автор, по специальности – преподаватель истории, рассказывает о селе Снятинове, откуда шел род Константина Переславского (Снятиновского), в XVI веке принадлежавшем Ивану IV Грозному, а позже ставшем патриаршим. Рассказывает о приходской жизни храмов, где служил священномученик, о членах большого семейства, в котором были и диаконы, и высокие иерархи. В таком повествовании невозможно, хотя бы и частично, не коснуться дореволюционной истории церкви. В предреволюционные годы и она не избежала разрушительных искушений: Константин Переславский учился вместе с семинаристами, увлеченными «произведениями либеральной немецкой теологии и учениями философов материализма». Но только что рукоположенный священник храма святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском пренебрег интеллектуальной модой, хоть и много занимался общественной деятельностью, благотворительностью, пользовался репутацией безупречно порядочного в денежных вопросах батюшки. Отец Константин ходил совершать требы в такие места в городе, куда и полиция являлась нечасто, окормлял людей, которых прочие сторонились, после службы спешил в рабочие кварталы или в больницу. Вместе с тем в атмосфере этой части рассказа о священнике возникает стойкое ощущение, что песочные часы перевернуты, и истекают минуты времени, отданного историей империи. Уже в большевистские времена отец Константин пришел на собрание горожан, возмущенных отсутствием хлеба, люди требовали ответов, большевистский уполномоченный был так напуган, что бежал через окно.
Александр Орлов. Во власти Бога. История рода священномученика Константина Переславского (Снятиновского). – М.: Издательский центр Азбуковник, 2019. – 192 с. |
Александр Орлов встречался с потомками о. Константина, некоторые из которых живут за границей. Вторая часть книги под переплетом, выполненным в традициях семейного альбома, это собрание фотографий. Личные фото, дореволюционные, эмигрантские и позднейшие, предоставленные родственниками новомученника, резко контрастируют с теми, что иные выкладывают теперь в социальных сетях. Они предназначены не для произведения краткого эффекта, а для долгой памяти, им место в рамках на стенах или, как бывало в сельских домах, под стеклом одной большой рамы, являющей собой подобие частного иконостаса.
комментарии(0)