Полная биография Ильи Зданевича – интереснейшего поэта-экспериментатора, прозаика, художника, издателя, культуртрегера – еще не написана. Как не составлена и подробная карта маршрутов этого неутомимого путешественника, с увлечением бродившего по улочкам родного Тифлиса и по горам Испании, изучавшего византийские церкви в Стамбуле и на востоке Турции. Но одна экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством Зданевича в Париже, не так давно состоялась. Это было не просто краеведческое мероприятие, а художественная акция в духе столь любимых Ильяздом авангардистских перформансов. И в духе его прозаических сочинений, где картография всегда играет значительную роль, как отмечал в одной из статей исследователь его творчества Режис Гейро.
В основе акции лежит подлинный исторический материал. Автор проекта, московский художник и куратор Михаил Погарский, прошел по зданевичским местам французской столицы. Экскурсия была снята на видео, чтобы каждый мог при желании повторить маршрут. Вот, пожалуйста, кафе на Монпарнасе, где Зданевич читал в 1923 году доклад «Берлин и его халтура» (критика современного немецкого искусства), а вот дом, в котором он жил долгие годы. Кафе «Хамелеон», где Ильязд читал лекции и доклады: некоторые из них, к слову, оканчивались спорами с дадаистами и даже потасовками. Типография, где он печатал малотиражные коллекционные книги с иллюстрациями Пикассо, Миро, Матисса. Ну просто образцовая прогулка с осведомленным гидом (и к тому же создателем «книг художника», то есть прямым продолжателем дела Зданевича).
Эта арт-экспедиция стала частью концептуального проекта «Зда-блуждания», впервые показанного нынешней зимой на выставке в Московском музее современного искусства. Для проекта Погарский собрал реликвии и артефакты с мемориальных мест: флакон воды из Сены, гравий с могилы поэта, свечу из собора Нотр-Дам де Пари... Здесь же листы рукодельной бумаги с вплетенной травой с Лёвильского кладбища, где в 1975 году был похоронен Ильязд. Что ж, книга художника – лучший памятник легендарному издателю библиографических уникумов.
комментарии(0)