Увидеть золото на куполе Исаакия… Фото Евгения Никитина
Ливенцы в белой борьбе. – М.: Содружество «Посев», 2019. – 412 с. |
В Северо-западной армии обращала на себя (в прямом смысле) 5-я дивизия светлейшего князя полковника Анатолия Ливена. Если руководство северо-западников ориентировалось на страны Антанты (что сказалось на их вооружении и обмундировании), то ливенцы на раннем этапе своего существования сделали ставку на немцев, чьи войска в это время еще находились на территории Прибалтики (балтийский ландесвер). Они не были одиноки в этом выборе: чтобы усилить свой вес в регионе, немцы щедро делились вооружением с русскими эмигрантами, стремясь получить дешевых наемников для решения собственных задач (установления прогерманских режимов в странах Балтии). Но, в отличие от другого известного ландскнехта Павла Бермондта-Авалова Ливен признал над собой главенство Юденича и соскочил с немецкого крючка.
В основу настоящего сборника легла знаменитая «Памятка ливенца» (1929), сборник воспоминаний ветеранов дивизии. Он дополнен, в числе прочего, переводом фрагментов мемуаров адъютанта светлейшего князя Курта фон Баарца и полным текстом «Записок» пулеметчика 4-й роты 1-го полка Д.И. Котомкина, которые в первом издании «Памятки» были даны в сокращении.
Тексты «Памятки» знакомят читателя со всей историей существования ливенцев, от формирования отряда в начале 1919 года (первоначально Либавский добровольческий стрелковый отряд), боях с большевиками в Латвии, в том числе за Ригу, а затем и за Петроград. Описано и отступление с последующим интернированием в Эстонии.
Последнее, как представляется, наиболее трагическая страница не только дивизии Ливена, но и всей Северо-западной армии. Несмотря на то что русские белогвардейцы помогли своим эстонским братьям по оружию подавить местных большевиков, возникший в Риге режим Карлиса Ульманиса менее всего жаждал проявить хотя бы долю сострадания к белым и отступившим с ними беженцам. Значительная часть интернированных погибла в результате пандемии гриппа (печально знаменитой испанки), жертвами которой нередко становилось до 90% личного состава полков. Вот как запомнились эти дни капитану 1-й батареи ливенцев фон Зауэру: «В Нарве – сплошной кошмар. На некоторых дворах и в некоторых помещениях трупы валялись неделями. Мертвых вывозили на санях, сложенных, как дрова, и бросали часто без всякого погребения за город. Каждый день многочисленные похоронные процессии. Больные находились и в частных домах, и в госпиталях. Санитарные условия были ужасны. Отсутствие белья. Эстонцы запретили русских пускать в бани. В некоторых лазаретах стояла такая грязь и вонь, что было невозможно дышать. Больные ходили под себя, и никто этого не убирал. Моча просачивалась из верхних этажей и капала на больных нижних. Наконец, эпидемия стала косить и местное население, и эстонские войска тогда эстонцы принялись за борьбу и немного улучшили положение».
Не зря одна из местных газет назвала армию Юденича «умирающей армией». Печальная история, особенно для тех, кто был в пяти минутах от победы и без полевых биноклей успел увидеть золото на куполе Исаакиевского собора.
комментарии(0)