0
2415
Газета Non-fiction Печатная версия

15.01.2020 21:00:00

Петля Иуды

Англичане рассказывали о фейри, французы – об оборотнях, немцы – о вампирах

Тэги: фантастика, мистика, демоны, война севера и юга, реконструкторы, иуда, ведьмы, лавкрафт, некрономикон, городской фольклор, детские страшилки, библия, оборотни


фантастика, мистика, демоны, война севера и юга, реконструкторы, иуда, ведьмы, лавкрафт, «некрономикон», городской фольклор, детские страшилки, библия, оборотни Во время реконструкции сражения войны Севера и Юга один из ряженых вдруг взялся убивать своих собратьев. Фото из сериала «Сверхъестественное», 2012

«И камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). Эта цитата из Псалтири пришла в голову Сэму, младшему из братьев Винчестеров, когда он уже был почти повержен в схватке с демоном. Сериал «Сверхъестественное», по мотивам которого написан роман, – это истории о том, как братья Сэм и Дин, потеряв отца, охотника на нечисть, вооружившись отцовскими дневником и оружием с мистическими свойствами, вроде ветхозаветной ослиной челюсти, продолжают его дело. Самый продолжительный в истории телевидения научно-фантастический сериал в 2019 году официально закрыт на 15-м сезоне, но его книжное прочтение остается.

1-14-13250.jpg
Джо Шрайбер.Сверхъестественное.
Неблагое дело / Пер. с англ.
И. Литвиновой. – М.: АСТ, 2018.
– 288 с.
Открывая обложку книги вроде «Сверхъестественное. Неблагое дело», совсем не ожидаешь встретить роман состоявшегося, современно мыслящего автора. «На поле доблести навечно/ Затих разбитый лагерь,/ И славы караул/ Обходит мертвых бивуаки…» Строки из первой строфы стихотворения кадрового офицера, во время Гражданской войны воевавшего на стороне Южной Конфедерации, Теодора О’Хары (1820–1867) «Бивуак мертвых», часто высекаются на мемориальных досках военных кладбищ США. Американский писатель Джо Шрайбер выбрал их в качестве эпиграфа к роману на основе сериала, и это замах серьезный. Шрайбер – автор нескольких романов ужасов, книги «Солдаты смерти» из вселенной «Звездных войн» и блогер.

Во время реконструкции вымышленного сражения войны Севера и Юга один из ряженых вдруг взялся убивать собратьев по досугу – по-настоящему. Был он родом из Геттисберга, где произошла решающая битва, фактически предопределившая поражение Юга. Сын проповедника одной из позднепротестантских сект нашел старый зловещий артефакт и сделался вместилищем зла. Находка – петля Иуды, по-видимому, та, на которой повесился клятвопреступник и предатель. Несмотря на строгий запрет, петля все же была разрезана. Демоны вселились в реконструкторов и, облекшись человеческими телами, одетыми в форму конфедератов и юнионистов, ринулись в атаку на полицию и национальную гвардию, защищавшие городок Мишнс-Ридж. Эпическая битва в современном стиле постапокалипсиса, стрельба и кровища – разница лишь в том, что демоны рубят полицейских с седла, в прыжке лошади через мигалки на крыше автомобиля, а вертолет бывает сбит пылающей отрубленной головой национального гвардейца.

1-14-12250.jpg
Ребекка Дессертайн.
Сверхъестественное.
И прошел год / Пер. с англ.
Е. Цирюльниковой.
– М.: АСТ, 2019. – 288 с.

Роман «И прошел год» написала Ребекка Дессертайн, ассистент создателя и бессменного исполнительного продюсера сериала «Сверхъестественное» Эрика Крипке. Босс снабдил ее произведение предисловием: «Все мои записи и наброски ложатся ей (Ребекке Дессертайн) на стол…» Роман повествует о событиях, происходящих между пятым и шестым сезонами сериала «Сверхъестественное». Речь идет о ведьмах, «Некрономиконе» – «большая часть книги – плод фантазии оккультиста и писателя ХХ века Говарда Филлипса Лавкрафта», и о городишке Салем, штат Массачусетс, куда Сэм и Дин порознь отправляются на ведьм охотиться. В книге много отсылок к сериалу, распознать которые под силу лишь фанатам, есть вставная новелла, зеркально отображающая основу «Сверхъестественного»: в руки Дина попадает дневник охотника XVII века Натаниэля Кэмпбелла, который, словно Винчестер-старший, натаскивает на нечисть совсем юных сыновей Томаса и Калеба. Писательница меньше озабочена символически сакральными образами, в тексте методично разъясняется, как возникло американское «народное творчество», сильно смахивающее на российский детский фольклор – страшилки на ночь в загородных лагерях о красной руке в черной комнате. «Библия, конечно, была главным культурным ориентиром в пуританских поселениях, но христианство тем не менее не смогло полностью уничтожить фольклорные верования, которые люди привезли с собой из Европы. Англичане рассказывали о фейри, крадущих детей, французы – об оборотнях, немцы – о вампирах…»

Если первые сезоны были посвящены городским легендам, заменяющим американцам фольклор, то развитие сериала ставит более серьезные вопросы. Куда подевался Бог? Что есть добро и зло? Дин и Сэм сражаются за существование человечества. Они не заменяют Бога, просто не могут оставить все как есть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За ширмой фантастики

За ширмой фантастики

Анна Дербенева

Союз литераторов РФ запустил масштабный научно-популярный проект

0
2843
Футурологический конгресс на берегу Енисея

Футурологический конгресс на берегу Енисея

Андрей Щербак-Жуков

В Красноярске прошел III Фестиваль фантастики памяти Михаила Успенского

0
5224
Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Михаил Стрелец

Возрождается прославленная Воложинская иешива

0
8924
Исламская партия еврейского государства

Исламская партия еврейского государства

Михаил Стрелец

Положение и роль фракции «Раам» в израильской парламентской демократии

0
11554

Другие новости