Личность автора «Начал» изменчива, как у Протея. Портреты Исаака Ньютона. По оригиналам Еноха Симона, Джона Вандербанка, Готфрида Кнеллера и Джона Фабера. Гравировал Михаэл Ваксман. Резцовая гравюра на меди, Лейпциг, 1775 Из собрания Андрея Ваганова |
Издание вряд ли откроет совершенно «нового», незнакомого Исаака Ньютона. Авторская цель другая – показать магическую притягательность гениального ученого для отечественного читателя с учетом русского менталитета и особенностей социального устройства России–СССР–РФ.
Так, в главе «Сталинградская битва Ньютона» говорится о праздновании 300-летия со дня рождения ученого в Советском Союзе в 1943 году. Главный персонаж данной главы – академик Сергей Вавилов, автор классической научной биографии «Исаак Ньютон», выдержавшей несколько изданий в СССР и за рубежом. Хотя сам Вавилов скромно признавался, что «трудно сказать что-либо существенно новое вдали от родины Ньютона, не имея под руками подлинных документов и архивов о его жизни, после больших сочинений Брюстера, Био, Розенберга и Мора». Работа Сергея Ивановича наглядно демонстрирует на практике библиографический метод: Вавилов написал именно научную биографию, не стремясь делать из великого ученого героя «великой английской буржуазно-демократической революции». В такой «аполитичности» упрекал Вавилова профессор Матвей Гуковский: «Первое, что бросается в глаза историку, – это недостаточное освещение и учет исторического фона, на котором развертывается научная деятельность Ньютона. А между тем это решительно неправильно. Ньютон при всей своей кажущейся «аполитичности» был настоящим и бесспорным детищем великой английской буржуазно-демократической революции 1640–1659 гг., так же как великий философ Локк и великий поэт Мильтон».
Интересным моментом в книге Андрея Ваганова является беседа с профессором Сергеем Капицей (глава «Всё – с «Начала»!»), посвященная переводу на русский язык в 1915–1916 годах ньютоновских «Математических начал натуральной философии» академиком Алексеем Николаевичем Крыловым – дедом Сергея Петровича по материнской линии.
Андрей Ваганов. Исаак Ньютон и русская наука. Книжная мозаика трех столетий.– М.: Вече, 2019. – 288 с. (Всемирная история). |
В целом, если перефразировать название книги Венедикта Ерофеева «Моя маленькая лениниана», ньютониана Андрея Ваганова получилась далеко не маленькой: по признанию самого автора, ему «…удалось описать 60–70% русской книжной ньютонианы: журнальные публикации представлены скудно. А газетные и вовсе не включены…».
Как говаривал книговед, библиограф и библиофил Александр Фомин (1887–1939), библиография –это «настоящая поэзия»: «Вы же не просто фиксируете данные. Вы аннотируете, раскрываете смысл и значение книги, статьи. Вы набредаете на материалы, через которые открываются подлинные тайны. Вы работаете как следопыт. Иногда вы совершенный Шерлок Холмс…»
комментарии(0)