Как живется там, за 69-й параллелью? Фото РИА Новости
Книга посвящена городу Норильску и «Норильскому никелю» и охватывает два с лишком десятилетия из их жизни. Выбор темы не случаен: оба автора не год и не два отработали на благо этой металлургической компании. Причем отработали в PR-структурах. Именно поэтому «Норникель» в книжке показан сразу с трех точек – какой компания видится со стороны, какой хочет казаться и какой является на самом деле. Разница между этими тремя ипостасями существенна.
Мне писать об этой книжке непросто. Во-первых, потому что одного из авторов я лично знаю много лет и уважаю. Во-вторых, потому что книга касается не только компании «Норильский никель», но в первую очередь самого Норильска – города, где я родилась и выросла и который навсегда останется в памяти, в крови и в легких (почему – поймете из книги). А норильчане – как справедливо замечают сами авторы – самые ревнивые и трепетные из куликов, хвалящих свои болота: «Никто, как житель Норильска, так не обижается, если кто-то посмеет сказать нечто неуважительное об этом поселении или его жителях или, например, проявит незнание истории города. Не дай бог перепутать дату выпуска первой тонны никеля! »
Андрей Черницын, Анатолий Комраков. Никель. История ледяных менеджеров.– М.: АСТ, 2019. – 256 с. (Легенды бизнеса). |
«Никель…» же – совершенно другой жанр. Это по большому счету история, выстроенная из баек и анекдотов, факты здесь перемежаются с городскими легендами в пересказе таксистов. Тем не менее книга вполне правдиво рассказывает об одном из интереснейших этапов в жизни Норильского комбината – середины 90-х и начала нулевых. Время «семибанкирщины», приватизации и залоговых аукционов, время зрелищных информационных войн, идеологических разногласий, кризисов и адаптации к новой реальности, время, когда в руководстве компании сошлись реликтовые «красные директора» и молодые московские банкиры.
Здесь собраны и трогательные приметы северного быта, и оборотная сторона известных мемов, связанных с «Норникелем» и его менеджерами, и экзотические проекты вроде вывоза готовой продукции по Северному морскому пути атомными подводными лодками (что после реализовалось в не менее удивительной форме – создания собственного ледокольного флота).
Написано и о самой работе корпоративного пиарщика, которому приходится отрабатывать заведомо проигрышные темы и регулярно оказываться между руководством и прессой, как между молотом и наковальней: «Проблема с экологией долгие годы портит жизнь пиарщиков «Норникеля». Компании хотелось рассказать об успехах в кризис-менеджменте, налаживании жизни в городе, но по итогам любого пресс-тура в Норильск на выходе получалась куча статей, в которых обязательно говорилось про отвратительную экологию. И тогда любой самый вкусный информационный повод шел коту под хвост.
Даже если поездку устраивали зимой, когда свежий арктический ветер из тундры проветривает город и журналистам не доводилось глотнуть не только заводского выхлопа, но даже обычного автомобильного смога, в итоге все равно выходил негатив».
Разумеется, многое из того, что составляет книгу, интересно будет в первую очередь жителям самого Норильска и сотрудникам компании, а также тем, кто так или иначе причастен к пиару крупных промышленных компаний. Однако написана книжка хорошо и может дать представление о том, как живется людям за 69-й параллелью, как функционирует огромное и сложное предприятие и каково это – управлять компанией, составляющей центр и основу жизни сотен тысяч человек.
Конечно, если глянуть суровым норильским глазом, в тексте можно найти и неточности, и чисто туристическое восприятие действительности – в конце концов, взгляд командированного столичного жителя, даже неоднократно приезжающего в город, отличается от взгляда того, кто имеет счастье – или несчастье – здесь родиться и жить. Но прочесть ее стоит.
комментарии(0)