Творческая встреча с Вадимом Пановым и Олегом Дивовым на палубе корабля. Фото Тамары Антипиной
Фестиваль фантастики «Поехали!» уже много лет проходит в разных городах России: Калуге, Рязани, Твери, Астрахани… Со временем изменился и жанровый состав корабельной команды – к фантастам-жанровикам прибавились прозаики-реалисты, поэты, юмористы, авторы афоризмов. В последние годы участники фестиваля – писатели известные и начинающие – плывут вместе на теплоходе по Волге и проводят встречи с читателями в волжских городах. В мае 2019 года таким городом стал Мышкин (см. репортаж в «НГ-EL» от 20.06.19). И впервые был проведен конкурс «Путешествия в пространстве и времени». Произведения, присланные на конкурс, разбирали прямо на борту теплохода.
Итогом этого конкурса, а также поездки вообще и стал сборник «Поехали! За кладом старинным». Рассказы конкурсантов в него вошли наряду с произведениями признанных мастеров отечественной фантастики – Евгения и Любови Лукиных, Олега Дивова, Вадима Панова, Антона Первушина, Владимира Васильева, Сергея Волкова. Все произведения так или иначе связаны с путешествиями – «по звездным просторам или ближайшим проселкам, в глубину веков или вверх по реке времени». Составитель сборника – Ирина Кулагина, директор СДФЛК (Союза деятелей фантастической литературы и кино) и бессменный организатор фестиваля «Поехали!».
Сборник состоит из четырех частей: «Звездные корабли», «Чудеса за бортом», «По волнам нашей памяти» и «Стиховолнения».
Поехали! За кладом старинным/ Сост. И. Кулагина.– М.: СКОЛ, совместно с СКОЛ(Союз деятелей фантастической литературы и кино), 2019. –318 с. |
«Чудеса за бортом» – это рассказы о необычных путешествиях, но не всегда это путешествия в привычном смысле слова. Если герои рассказа Олега Дивова («Мы идем на Кюрасао») действительно путешествуют, то Вадим Панов («Ангел») переносит читателя в будущее. И эти рассказы соседствуют: веселая, искрометная фантасмагория – и жесткая антиутопия о мире, в котором неуютно жить. «Легенда о летучем эвксинце» Владимира Васильева – притча, которая, хочется надеяться, заставит читателя задуматься. «Алые паруса – 2» Андрея Щербака-Жукова – отнюдь не феерия, как у Александра Грина. И хотя финал рассказа кажется счастливым – он оставляет горькое послевкусие. Фантастический рассказ «Перемещение» Алекса Бора (Тверь) был написан еще в 1989 году и только 30 лет спустя пришел к читателю. Действие рассказа происходит в феврале 1989 года, в нем будущее встречается с прошлым и упоминаются некие неясные события, которые случились через два с половиной года и кардинально повлияли на жизнь героев рассказа. Но два с половиной года после февраля 1989 года – это август 1991-го! Выходит, что автор рассказа, в то время совсем юный, предчувствовал распад СССР?
«По волнам нашей памяти» – это рассказы-воспоминания. Виктория Балашова и Кирилл Судаков («Обезьянник для робинзонов») вспоминают о том, как во время поездки в Сингапур попали в обезьянник. Но не в тот, где живут обезьяны, а в полицейский. Событие, согласитесь, не очень приятное. Однако эта история рассказана живо, пронизана иронией, и читателю становится ясно, что герои рассказа (они же его авторы) никогда не унывают и всегда готовы к новым путешествиям.
«Портал во времени» калужского краеведа Алексея Урусова (о его книгах см. «НГ-EL» от 05.12.19) – это скорее художественный очерк: автор увлекательно рассказывает о домах и людях старой Калуги, но все заканчивается слишком быстро, и хочется верить, что у историй будет продолжение. «Ружье, которое не выстрелило» Андрея Щербака-Жукова – рассказ о детстве. Почти с документальной точностью передана атмосфера начала 80-х – жизнь четырех друзей-мальчишек, их игры, приключения, мечты о будущем. И о том, что стало с этими мальчишками (почти крапивинскими! ) в лихие 90-е. И поневоле закрадывается мысль, что ружье все-таки выстрелило, но только его выстрел настиг героев рассказа в будущем. «День, когда в городе пошел дождь» Алекса Бора – тоже о начале 80-х: грустная история двух друзей-подростков – советского мальчишки и кубинской девочки, которая навсегда уезжает из СССР на Кубу, и оба понимают, что больше никогда не увидятся. Хотя, конечно, пока люди живы, всегда есть надежда на новую встречу.
Последний раздел сборника – «Стиховолнения», и это название точно передает настроение, которым делятся с читателями поэты. Настроение это, как правило, не очень веселое. Но «это не мы такие, это жизнь такая» – так называется одно из стихотворений Ирины Кулагиной. И поэты ищут идеал либо в прошлом, либо в мире грез (Николай Калиниченко – «Мавки», «Сказки на ночь»). Но «никуда нам не сойти с этого корабля» (Ирина Кулагина), так что надо жить здесь и сейчас. Жить и творить. Писать стихи и рассказы – о сегодняшнем дне, о прошлом и будущем.
Подводя итоги, можно сказать, что удачный получился сборник. Душевный. А так как впереди новые литературные фестивали с гагаринским названием «Поехали!», то читателя наверняка ждут и новые сборники участников фестиваля.
комментарии(0)