В новом сезоне усилились две футбольные команды… Фото автора
На последней странице обложки об авторе написано следующее: «Александр Хорт – автор более 20 книг, по большей части сатирических. Среди них «Лавровый пинок», «Али-Баба и сорок прогульщиков», «Область улыбки». Известность получили его биографические произведения – «Любовь Орлова», «Радости и страдания Николая Эрдмана», «Смехачи Мейерхольда». А. Хорт – лауреат ряда литературных премий. Премии в основном малоизвестные, но тоже на дороге не валяются». Тут не поспоришь.
Жанр «из записных книжек» – очень удобен для читателя. Сам Хорт говорит о нем так: «…Но не пропадать же добру. И я начал публиковать отрывки из записных книжек как самостоятельные произведеньица. Редакции многих газет и журналов охотно брали, да и берут юмористическую мелочь…»
Александр Хорт. Гегель-мегель: Из записных книжек. – (б.м.): Издательские решения, 2019. – 114 с. |
Хотя есть и хорошие новости: «В новом сезоне усилились две футбольные команды. Несколько игроков «Бурана» перешли в команду «Вихрь». Получил подкрепление и «Буран» – туда перешли несколько игроков «Вихря».
Иногда мы можем узнать, что происходит в мире прекрасного и удивительного: «Интересно послушать, как у голубых звучит матерное ругательство». Ну как звучит? Вместо «мать» у них, видимо, «бать». От слова «батя». Или слово «батя» не может быть частью ругательства? Все же – батяня-комбат… Тем более что у нас, правильно пишет Александр Хорт, даже в детском саду лозунг: «У нас не плачут».
Зато есть и про нас с вами, товарищи: «два друга-тусовщика: Банкетов и Юбилеев». Звучит так же патриотично и жизнеутверждающе, как фамилии Инвалидов и Пассажиров. Кстати, про жизнеутверждающее:
«Знакомая журналистка рассказывала, как однажды в Питере вместо того, чтобы узнать, как проехать, она спросила прохожего:
– Как мне попасть на Смоленское кладбище?
– Умереть, – резонно ответил тот».
И ведь не поспоришь с ними, с питерцами. Да и зачем спорить, когда кругом одна любовь:
«– Вчера я зашел к своей молодой любовнице. Выпили малость и только собрались завалиться в койку, как неожиданно возвращается из командировки…
– Муж?!
Хуже – внук!»
Нарочно ведь такого не придумаешь. Как и подобного: «11 марта 2017. В окружной газете «Москва. Северо-запад» напечатана инструкция «Как уберечься от птичьего гриппа». Один пункт совершенно гениальный: «В путешествиях избегайте заходить в курятник». Составители явно большие поклонники поэзии Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку… »
Одна фраза из книжки Хорта меня прямо «убила и перепахала», настолько она хороша. Тут есть, что называется, все: и подлинная поэзия, и задушевность, и – самое главное – хочется быть ее героем, ее персонажем, хочется делать то, что делает упомянутый герой и персонаж. «В лютый мороз хорошо сидеть дома у камина, попыхивать сигарой, потягивать коньячок и сжигать в огне компрометирующие материалы».
У меня, как у карикатуриста, – нет слов. Смущает только одно. Почему на стр. 102 написано «Ресторан работает до тех пор, пока не отравят последнего посетителя». И ровно то же самое на стр. 101. И еще. На стр. 91: «Инфляция – это когда бесплатного сыра нет даже в мышеловке». И на стр. 96: «В связи с инфляцией сейчас бесплатного сыра не найти даже в мышеловке».
Фразы хорошие, но зачем они помещены дважды?
комментарии(0)