0
1637
Газета Non-fiction Печатная версия

07.11.2019 00:01:00

Колхозники и космонавты

Что почитать об архитектурном ансамбле ВДНХ

Тэги: вднх, колхозники, история, москва, краеведение, сталин, репрессии, небоскребы


вднх, колхозники, история, москва, краеведение, сталин, репрессии, небоскребы Планировка и архитектура ВДНХ издавна привлекают краеведов. Фото автора

1 августа нынешнего года торжественно отмечалось 80‑летие со дня открытия ВДНХ (в то время – ВСХВ). Это юбилей не московского, но общероссийского масштаба. Размах архитектурно‑паркового ансамбля выставки и сегодня поражает воображение. Каждый эпизод биографии ВДНХ изучен исследователями и отображен в литературе.

Сперва вкратце о ее истории. Инициатива о создании выставки поступила от самих трудящихся. II Всесоюзный съезд колхозников‑ударников в феврале 1935 года принял решение «просить Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Союза ССР организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку». И в тот же день Сталин и Молотов подписали постановление об организации ВСХВ.

Вскоре стартовал конкурс на эскизный проект генерального плана и павильонов комплекса. В конкурсе участвовали ведущие архитектурные мастерские. Это была ударная сталинская стройка. На ВСХВ планировалось разместить здания республик, краев и областей, павильоны по отраслям сельского хозяйства, а также усадьбу колхоза, опытные заводы и мастерские и многое другое. На территорию выставки требовалось подвести водопровод, надлежало расширить и заасфальтировать Ярославское шоссе, пустить трамвайную и троллейбусную линии от Рижского вокзала (метро пришло сюда лишь в конце 50‑х), провести дренажные и озеленительные работы.

Строители выполнили все эти задачи в срок. Открытие ВСХВ стало грандиозным праздником. За неполные три месяца работы в первый сезон ее посетили 3, 5 млн человек. В 1940 году выставка работала уже пять месяцев и приняла 4,5 млн посетителей. Летом 1941‑го ее экспонаты эвакуировали в Челябинск, а в павильонах разместили различные оборонные учреждения, в частности разведшколу. В середине 1950‑х годов начался второй этап биографии выставки: ее расширили и перестроили в соответствии с послевоенной пафосной эстетикой, а затем переименовали. В наши дни продолжается масштабная реставрация павильонов и других объектов ВДНХ, долгие годы пребывавших в запущенном состоянии, служивших магазинами, складами, ресторанами. Кое‑что, увы, было в минувшие годы снесено либо сгорело. Восстанавливаются и уникальный растительный мир выставки, и ее широко известные фонтаны.

На выставке в советские времена были представлены все отрасли народного хозяйства, включая экзотические для москвичей хлопководство и виноградарство. Куда более привычным в ландшафте городского парка выглядел павильон «Книги», построенный в 1954 году. Павильон с красивой колоннадой бесперебойно демонстрировал достижения в издательской сфере до начала 90‑х годов, а потом, словно античный храм, пришел в упадок. Несколько лет назад, после реставрации здания, в эти стены вновь вернулась качественная литература: здесь устроены книжный магазин, кафе, зал для лекций и презентаций. В «Книгах» снова звучат голоса читателей и писателей. В павильоне можно найти и издания об истории главной выставки страны.

Книги о ВСХВ‑ВДНХ выходят с конца 30‑х годов. Регулярно издавались популярные путеводители и научные работы. Эта литература, естественно, была в прежние времена сильно нагружена идеологией – ведь ВДНХ служила витриной советской экономики.

В новейшее время появились работы, предлагающие новые взгляды и ракурсы. В известной, не раз издававшейся книге культуролога Владимира Паперного «Культура Два» немало страниц посвящено феномену ВДНХ. Эта выставка, по мнению автора, яркое воплощение «культуры 2» (иерархической, ориентированной на классику), сменившей в СССР в 30‑е годы «культуру 1» (авангард с его промышленным пафосом и мечтой о всеобщем равенстве). В архитектуре главной выставки выразилось подсознание сталинского режима. Это и мечта об идеально спланированном городе‑саде, и культ рекордных урожаев, и высокое искусство на службе простых трудящихся. На ВСХВ, как писал один из журналов в 1939 году, человека должно охватывать «чувство исключительной радости». Паперный рассказывает об истории проектирования и строительства выставки, о репрессиях против ее руководителей, о предъявленных им абсурдных обвинениях во вредительстве. Среди прочего архитекторов и художников выставки обвиняли в том, что они оранжерею «Субтропики» пытались ориентировать на север, а в эмблеме ВСХВ молоток повернули бойком к режущей кромке серпа.

В 1936 году генеральный план ВСХВ разработал главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский. Но линия партии относительно будущей выставки постоянно менялась. Первоначально ее планировали сделать временной, застроив деревянными павильонами; затем предпочли более долговечные, дорогие материалы и постоянную экспозицию. Не поспевавший за столь крутыми виражами Олтаржевский был объявлен вредителем и отправлен в воркутинские лагеря. Проект его отредактировал в нужном русле и реализовал Сергей Чернышев (известен как соавтор Генплана реконструкции Москвы 1935 года). Об этом, в частности, рассказывает историк Ольга Никологорская в книге «Олтаржевский», вышедшей в серии «ЖЗЛ». Это первая подробная биография выдающегося архитектора, который строил в 20‑е годы небоскребы и отели в Америке, а после войны спроектировал высотную гостиницу «Украина» в Москве. Одним из важнейших этапов творческой биографии Олтаржевского, подчеркивает автор книги, была работа над планом ВСХВ. Он нашел для огромного комплекса территорию на севере столицы, в незастроенной и живописной местности, где столь благоприятна «роза ветров».

Богата редким фактическим материалом книга искусствоведа Ольги Зиновьевой «Восьмое чудо света». Это внятный и квалифицированный рассказ о том, как задумывалась, проектировалась, строилась, видоизменялась выставка, что происходило на ее территории и в павильонах, что из построек было утрачено либо переделано, какие идеологические тезисы она воплощала и какие историко‑культурные ассоциации содержит. Говорится в книге и об утраченных за минувшие десятилетия архитектурных сооружениях.

В художественном оформлении выставки, отмечает автор, доминирует мотив изобилия и тучности. Тракторист и колхозница с арки главного входа держат над головой гигантский сноп пшеницы. Светильники на аллеях имеют форму спелых колосьев. Барельефы павильонов и декор ограды буквально изнемогают под скульптурной тяжестью виноградных гроздьев, наливных яблок, сочных дынь. Изваяния богатырских лошадей, быков, свиней напоминают об успехах в животноводстве. (Городская промышленная тема появилась в экспозиции в 1959 году, а космос и электроника – еще позже.) На основе книги Ольги Зиновьевой можно составлять вопросы краеведческой викторины: где на ВДНХ находился действующий ядерный реактор? Почему в скульптурном оформлении павильонов использованы пальмы и аканты, не растущие в СССР? Когда по территории выставки ходил экскурсионный троллейбус? В каком из тихих уголков ВСХВ разводили шелковичных червей?..

Автор также рассказывает об архитектурных традициях, в рамках которых строились павильоны. «Наряду с метро, каналом Москва–Волга и семью высотками выставка стала воплощением сталинского архитектурного стиля и плана монументальной пропаганды. Ее создавали прекрасные архитекторы», – пишет Зиновьева. Парадный ампир ВСХВ вобрал в себя и западноевропейское ар‑деко начала ХХ века, и южный курортный стиль 30‑х, и восточную экзотику, и сдержанную манеру частных домов довоенной Прибалтики. Национальные черты разных республик были переплавлены в советском архитектурном котле. Результатом стал уникальный ансамбль, и сегодня привлекающий исследователей, любителей культуры и простых посетителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1778
 ВЫСТАВКА  "Меньшов/Москва 85/45"

ВЫСТАВКА "Меньшов/Москва 85/45"

0
1039
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
963
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
1063

Другие новости