Планировка и архитектура ВДНХ издавна привлекают краеведов. Фото автора
1 августа нынешнего года торжественно отмечалось 80‑летие со дня открытия ВДНХ (в то время – ВСХВ). Это юбилей не московского, но общероссийского масштаба. Размах архитектурно‑паркового ансамбля выставки и сегодня поражает воображение. Каждый эпизод биографии ВДНХ изучен исследователями и отображен в литературе.
Сперва вкратце о ее истории. Инициатива о создании выставки поступила от самих трудящихся. II Всесоюзный съезд колхозников‑ударников в феврале 1935 года принял решение «просить Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Союза ССР организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку». И в тот же день Сталин и Молотов подписали постановление об организации ВСХВ.
Вскоре стартовал конкурс на эскизный проект генерального плана и павильонов комплекса. В конкурсе участвовали ведущие архитектурные мастерские. Это была ударная сталинская стройка. На ВСХВ планировалось разместить здания республик, краев и областей, павильоны по отраслям сельского хозяйства, а также усадьбу колхоза, опытные заводы и мастерские и многое другое. На территорию выставки требовалось подвести водопровод, надлежало расширить и заасфальтировать Ярославское шоссе, пустить трамвайную и троллейбусную линии от Рижского вокзала (метро пришло сюда лишь в конце 50‑х), провести дренажные и озеленительные работы.
Строители выполнили все эти задачи в срок. Открытие ВСХВ стало грандиозным праздником. За неполные три месяца работы в первый сезон ее посетили 3, 5 млн человек. В 1940 году выставка работала уже пять месяцев и приняла 4,5 млн посетителей. Летом 1941‑го ее экспонаты эвакуировали в Челябинск, а в павильонах разместили различные оборонные учреждения, в частности разведшколу. В середине 1950‑х годов начался второй этап биографии выставки: ее расширили и перестроили в соответствии с послевоенной пафосной эстетикой, а затем переименовали. В наши дни продолжается масштабная реставрация павильонов и других объектов ВДНХ, долгие годы пребывавших в запущенном состоянии, служивших магазинами, складами, ресторанами. Кое‑что, увы, было в минувшие годы снесено либо сгорело. Восстанавливаются и уникальный растительный мир выставки, и ее широко известные фонтаны.
На выставке в советские времена были представлены все отрасли народного хозяйства, включая экзотические для москвичей хлопководство и виноградарство. Куда более привычным в ландшафте городского парка выглядел павильон «Книги», построенный в 1954 году. Павильон с красивой колоннадой бесперебойно демонстрировал достижения в издательской сфере до начала 90‑х годов, а потом, словно античный храм, пришел в упадок. Несколько лет назад, после реставрации здания, в эти стены вновь вернулась качественная литература: здесь устроены книжный магазин, кафе, зал для лекций и презентаций. В «Книгах» снова звучат голоса читателей и писателей. В павильоне можно найти и издания об истории главной выставки страны.
Книги о ВСХВ‑ВДНХ выходят с конца 30‑х годов. Регулярно издавались популярные путеводители и научные работы. Эта литература, естественно, была в прежние времена сильно нагружена идеологией – ведь ВДНХ служила витриной советской экономики.
В новейшее время появились работы, предлагающие новые взгляды и ракурсы. В известной, не раз издававшейся книге культуролога Владимира Паперного «Культура Два» немало страниц посвящено феномену ВДНХ. Эта выставка, по мнению автора, яркое воплощение «культуры 2» (иерархической, ориентированной на классику), сменившей в СССР в 30‑е годы «культуру 1» (авангард с его промышленным пафосом и мечтой о всеобщем равенстве). В архитектуре главной выставки выразилось подсознание сталинского режима. Это и мечта об идеально спланированном городе‑саде, и культ рекордных урожаев, и высокое искусство на службе простых трудящихся. На ВСХВ, как писал один из журналов в 1939 году, человека должно охватывать «чувство исключительной радости». Паперный рассказывает об истории проектирования и строительства выставки, о репрессиях против ее руководителей, о предъявленных им абсурдных обвинениях во вредительстве. Среди прочего архитекторов и художников выставки обвиняли в том, что они оранжерею «Субтропики» пытались ориентировать на север, а в эмблеме ВСХВ молоток повернули бойком к режущей кромке серпа.
В 1936 году генеральный план ВСХВ разработал главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский. Но линия партии относительно будущей выставки постоянно менялась. Первоначально ее планировали сделать временной, застроив деревянными павильонами; затем предпочли более долговечные, дорогие материалы и постоянную экспозицию. Не поспевавший за столь крутыми виражами Олтаржевский был объявлен вредителем и отправлен в воркутинские лагеря. Проект его отредактировал в нужном русле и реализовал Сергей Чернышев (известен как соавтор Генплана реконструкции Москвы 1935 года). Об этом, в частности, рассказывает историк Ольга Никологорская в книге «Олтаржевский», вышедшей в серии «ЖЗЛ». Это первая подробная биография выдающегося архитектора, который строил в 20‑е годы небоскребы и отели в Америке, а после войны спроектировал высотную гостиницу «Украина» в Москве. Одним из важнейших этапов творческой биографии Олтаржевского, подчеркивает автор книги, была работа над планом ВСХВ. Он нашел для огромного комплекса территорию на севере столицы, в незастроенной и живописной местности, где столь благоприятна «роза ветров».
Богата редким фактическим материалом книга искусствоведа Ольги Зиновьевой «Восьмое чудо света». Это внятный и квалифицированный рассказ о том, как задумывалась, проектировалась, строилась, видоизменялась выставка, что происходило на ее территории и в павильонах, что из построек было утрачено либо переделано, какие идеологические тезисы она воплощала и какие историко‑культурные ассоциации содержит. Говорится в книге и об утраченных за минувшие десятилетия архитектурных сооружениях.
В художественном оформлении выставки, отмечает автор, доминирует мотив изобилия и тучности. Тракторист и колхозница с арки главного входа держат над головой гигантский сноп пшеницы. Светильники на аллеях имеют форму спелых колосьев. Барельефы павильонов и декор ограды буквально изнемогают под скульптурной тяжестью виноградных гроздьев, наливных яблок, сочных дынь. Изваяния богатырских лошадей, быков, свиней напоминают об успехах в животноводстве. (Городская промышленная тема появилась в экспозиции в 1959 году, а космос и электроника – еще позже.) На основе книги Ольги Зиновьевой можно составлять вопросы краеведческой викторины: где на ВДНХ находился действующий ядерный реактор? Почему в скульптурном оформлении павильонов использованы пальмы и аканты, не растущие в СССР? Когда по территории выставки ходил экскурсионный троллейбус? В каком из тихих уголков ВСХВ разводили шелковичных червей?..
Автор также рассказывает об архитектурных традициях, в рамках которых строились павильоны. «Наряду с метро, каналом Москва–Волга и семью высотками выставка стала воплощением сталинского архитектурного стиля и плана монументальной пропаганды. Ее создавали прекрасные архитекторы», – пишет Зиновьева. Парадный ампир ВСХВ вобрал в себя и западноевропейское ар‑деко начала ХХ века, и южный курортный стиль 30‑х, и восточную экзотику, и сдержанную манеру частных домов довоенной Прибалтики. Национальные черты разных республик были переплавлены в советском архитектурном котле. Результатом стал уникальный ансамбль, и сегодня привлекающий исследователей, любителей культуры и простых посетителей.
комментарии(0)