|
Правнучка поэта Наталия Сергеевна Мезенцова. Москва. Арбат. 1932. Иллюстрация из книги |
Итак, перед нами книга ее воспоминаний. И здесь не только «свиток лет» этой удивительной женщины, но и портреты ее родных и друзей. Подлинных аристократов и настоящей элиты нашей истории.
Прежде всего, конечно, это рассказ о ее деде и крестном отце, сыне Пушкина Александре Александровиче, боевом генерале, герое Русско‑турецкой войны. Также вспоминает она его дочь, Анну Александровну, которая под конец жизни рассказывала ей даже то, что никогда не выносилось из семьи. Вот, к примеру: «Она многое говорила о глубокой привязанности дедушки моего Александра Александровича к его матери, Наталье Николаевне, жене великого Пушкина… Он любил вдвоем с ней проводить вечера наедине… Так узнал он, Александр Александрович, что в самом начале их супружеской жизни сам Александр Сергеевич, муж, откровенно рассказывал ей, Наталье Николаевне, о своем бывшем романе с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, не скрывая факта рождения от него дочери Софии. Об этом тете моей, Анне Александровне, лично поведал ее отец, то есть дед мой, Александр Александрович Пушкин».
Яркие, точные свидетельства о потомках самого гениального человека, когда‑либо писавшего на русском языке, рассыпаны по всей книге.
Наталия Мезенцова. «В них обретает сердце пищу...»: Из записок правнучки А.С. Пушкина/ Вступ. ст. Г.С. Сеничевой; послесл. С.М. Некрасова. – М.: Русский путь, 2019. – 208 с. |
Все пережитое абсолютно не озлобило ее. Более того, подобно своему гениальному прадеду она умудрялась в самых страшных событиях найти повод для светлого взгляда на жизнь. Так Наталия Сергеевна до конца жизни хранила благодарность каким‑то парням‑конвоирам, которые ей объяснили, когда с Казанского вокзала будут отправлять арестованных. Или часовому, присутствовавшему во время свидания с отцом в Бутырке накануне отправки в Нарым. Там, в помещении, где заключенных разделяла с родными перегородка, среди отчаянного шума он шепнул ей: «Передайте ему полушубок, только когда я отойду».
«Я родилась в 1904 г. в Петербурге… во время войны и в жизни своей пережила пять войн, из которых самая страшная была Гражданская, и в моем сознании она никак не кончается» – так начинает Наталия Сергеевна Мезенцова воспоминания. Какие же мучения пришлось ей пережить, чтобы женщине удивительно умной, образованной и доброй так написать о своей судьбе.
И все‑таки свет – это слово в первую очередь приходит, когда хочется охарактеризовать книгу «В них обретает сердце пищу…». «Вот уже двадцать лет нет с нами дорогой Наталии Сергеевны. Но встреча с правнучкой А.С. Пушкина навсегда пребудет в моей памяти. Она была удивительным связующим звеном пушкинской эпохи и нашего беспокойного века, мостиком между прошлым и настоящим», – пишет в послесловии директор музея великого поэта на Мойке Сергей Некрасов. И в этом – огромное значение небольшой книги воспоминаний Наталии Мезенцовой.
комментарии(0)