Обретение пространств / Составители Елена Бажина, Игорь Кузнецов. – М.: Союз российских писателей, 2019. – 384 с. (Библиотека альманаха «Лед и пламень»). |
Новая книга Союза российских писателей «Обретение пространств» собрана из очерков‑эссе 22 авторов. Оформление и композиция издания классически ясны и просты. Восьмичастная компоновка авторских текстов, включая предисловие и послесловие, содержит немало возможностей для создания художественно‑изобразительного образа «Обретения пространств». Самый наглядный – роза ветров. Компас розы ветров и открывает разделы книги.
Образ пространств создается наглядно‑географическими названиями разделов: «Север» и «Запад», «Восток» и «Юг». Это скрещенье направлений разделено частями «На переломе» и «Посреди географии». Малый тираж книги ориентирует на избирательность чтения, позволяя представить знаменитого проводника‑сталкера у Андрея Тарковского и его выбор пути в таинственном пространстве.
Эссе «Писатель и пространство» Владислава Отрошенко тему издания определяет как профессиональный разговор об эстетике и поэтике, психологии литературного творчества. Олег Ермаков в играющем роль послесловия, содержащего выводы заключения очерка‑эссе «Конец света», назидательно наставляет не терять родимую почву под ногами в рискованных пируэтах.
Через идущую от Аксакова поэтику и символику путешествий («Зимняя рыбалка на озере Воже» Алексея Варламова), ностальгическое признание в любви к своему городу («Признание» Олега Глушкина) и рассказ о поныне волнующем сердце прошлом закрытых на реставрацию древних башен («Небо на ремонте» Ирины Батаковой) авторы первых разделов приходят к историческим рассуждениям о рожденных европейской мыслью утопических идеалах урбанистики («Идеальный город» Леонида Юзефовича). Таков вектор от содержащего всего один текст «Севера» к трехчастному «Западу».
Раздел «Восток» через «Прогулки по Томску» Владимира Крюкова ведет нас на Дальний Восток в Корею и Японию («Страна непрерывного цветения» Натальи Якушиной и «Ситамати» Юлия Стоногина). «Юг» уводит к Кавказу («На троне Пятигорска» Андрея Балдина, «Джуга – любовница мужа» Вероники Кунгурцевой) и в бескрайние просторы калмыцкого кочевья («Территория любви» Василия Голованова), а затем и за пределы России на Южный полюс («Храм в Антарктиде» Константина Кравцова).
Центральные разделы книги – «На переломе» и «Посреди географии». Эти стержневые композиционные части «Обретения пространств» напрямую связаны с идеей обложки, которая готовит читателя к их восприятию.
«На переломе» задает аксиологию низа и верха, плохого и хорошего, что подкреплено черными и белыми окраинами обложки, а текстуально – содержанием очерков Елены Бажиной («Черный снег Белого Споя») и Сергея Круля («Рожденная на холмах»). Первый – об отравляющей экологию варварской разработке недр земли, второй – о счастливо растущей и процветающей Уфе, когда‑то всего лишь крохотной крепости.
«Посреди географии» рождается из образа спектра на той же обложке. Не случайно и авторов в этом разделе по числу цветов спектра – семь. Этика, эстетика, культурология пространства – все здесь. Это – и самый философский раздел, и предельно российский, отчий. «Посреди географии» – самая многоликая в своей полифонии часть книги. Расположение текстов здесь не без иронии перекликается даже с самой последовательностью цветов спектра.
Путешествуя по пространствам, лучше не терять родимую почву под ногами в рискованных пируэтах. Павел Филонов. Земля в пространстве. Конец 1920-х. ГТГ |
Игорь Кузнецов предлагает целое философское исследование русской культуры. Думается, в память о Петре Яковлевиче Чаадаеве иронично по отношению к своему автору‑повествователю автор‑конструктор и «композитор» сборника располагает свое эссе в разделе на третье место, желтое. Тем самым завершается теплая часть спектра («От Дао до сумасшествия»).
Светлана Василенко ставит свою героиню в условия, которые по внутреннему шоку можно было бы сравнить с ощущением младенца, катящегося у Сергея Эйзенштейна в коляске по лестнице. В эскалации контрастов психологических состояний героини, как думается, и состоит художественный прием, аттракцион Светланы Василенко, глубокого исследователя психологии творчества на стыке искусств («Тайный Гамбринус»).
Собственно холодные тона спектра начинает калейдоскоп очерков‑зарисовок Анатолия Головкова «Млечный путь». Здесь голубой цвет воды и неба имеет преимущественно пейзажный характер. Второй цветовой план очерков этого маленького цикла в холодке некоторой отстраненности повествователя от самого себя и от персонажей. Сходя на пристань в Дербаново, он чувствует себя в родных палестинах Марко Поло или даже самим Афанасием Никитиным.
Путевые заметки «De Profundis» Павла Басинского, путешествующего в обществе собратьев по перу в «Литературном экспрессе» по России, написаны с любовью к точным деталям и с доброй улыбкой. И разве не умилительна искренняя серьезность заключительной фразы‑вывода: «Писатели – лучшие люди на земле!»
Самая тяжелая часть спектра досталась эссе «Про Руян‑город» Александра Кравцова. Фиолетовый цвет – один из символов безразличия, вошедший в поговорки. И здесь, можно предположить, принцип композиции соблюден от противного. Автор словно полемизирует с невидимым оппонентом. Эссе преисполнено пафоса неравнодушия к судьбам земель российских. Соблюден здесь и композиционный принцип итога, обобщения, но не с выходом в абстракцию, а с углублением в конкретику перспективы добрых и значимых для России дел, отнюдь не малых: основания, закладки, строительства новых городов. Какими быть этим новым городам? Ответом на этот вопрос становятся не только слова, но и реальная практика автора.
Сборник, озаглавленный по названию рубрики альманаха «Лед и пламень», вводит читателя в круг актуальных проблем ощущения авторами мироздания. Не без юмора делятся авторы и своими философскими поисками унаследованных от античности гениев места, бережно, с пиететом охраняющих и оберегающих родные очаги.
комментарии(0)