Сергей Тепляков. Шукшин. Честная биография. – М.: РИПОЛ‑классик, 2019. – 448 с. |
Книга «Шукшин. Честная биография» увидела свет аккурат к 90‑летию со дня рождения знаменитого кинорежиссера, актера и писателя. Журналист Сергей Тепляков родился и живет на Алтае, для него Шукшин – прежде всего земляк. Садясь за написание книги, материалы для которой он собирал не одно десятилетие, Тепляков понимал, что Америки не откроет: и в советские годы, да и в последнее время выходили большие жизнеописания Василия Макаровича. Достаточно вспомнить хотя бы появившуюся несколько лет назад биографию Шукшина в «молодогвардейской» серии «Жизнь замечательных людей». Автор отвечает критикам: «Советская биография Василия Макаровича была слишком советской, о многих вещах попросту нельзя было писать тогда. Свежая книга Алексея Варламова замечательна, но это взгляд москвича из Москвы. Нужно было посмотреть на Шукшина отсюда, «изнутри».
Запретное в советской «шукшиниане» начиналось с отца писателя и режиссера. Макар Леонтьевич Шукшин стал одной из жертв сталинских репрессий. Долгое время даже была неясна дата его смерти. Тепляков в своей книге отмечает, что в один из дней 1933 года мать 4‑летнего Васи Мария Сергеевна пыталась узнать судьбу мужа, и «седой, усталый, вроде добрый» начальник ответил: «Не жди его, устраивай как‑нибудь свою жизнь. У него высшая мера наказания». Спустя годы в справке КГБ была указана совсем другая дата и причина смерти: «Шукшин М.Л. умер в местах заключения 19 октября 1942 года от острого геморрагического панкреатита». Логику этой страшной путаницы биограф тоже объяснит.
Что же касается взгляда «изнутри», то он касается в первую очередь открытий, сделанных Тепляковым на родине. К примеру, год назад автор выяснил, что героиня рассказа Шукшина «Страдания молодого Ваганова» Майя Якутина – абсолютно реальный человек. Своего персонажа Василий Макарович «списал» с выпускницы Ташкентского университета Майи Якутиной, в 1952 году попавшей по распределению на Алтай, где она и познакомилась с Шукшиным. Молодой писатель ей очень симпатизировал. Хотя можно ли было тогда назвать 23‑летнего паренька писателем, ведь до первого опубликованного в толстом журнале рассказа оставалось еще несколько лет?
Тепляков подробно рассказывает о литературном пути Василия Макаровича. И здесь можно провести параллели с сегодняшним днем, когда молодой автор отправляет свои стихи или рассказы в редакцию толстого журнала и начинает томиться: возьмут или нет? Даже если и возьмут, автор точно не проснется на следующий день после выхода заветного номера знаменитым. Толстые журналы давали «широкую известность в узких кругах». И далеко не факт, что сразу вслед за первым рассказом у вас охотно возьмут второй и третий. Тепляков подчеркивает: «Публикация первого рассказа вовсе не распахнула перед ним двери редакций. История Мартина Идена не повторилась». Напомним, что речь идет о самом конце 1950‑х и начале 1960‑х годов.
Автор прослеживает биографию своего героя по месяцам, огорчаясь наличию жизненных «провалов» – эпизодов жизни Шукшина, о которых в истории не сохранилось следов. Тепляков цитирует произведения Василия Макаровича, сравнивает писателя и его героев, приводит мнения литературоведов. У книги великолепный библиографический аппарат, которому может позавидовать научное издание. И пусть автор не открывает Америки, все равно его новая книга вполне достойна занять место на полках любителей биографического жанра.
комментарии(0)