Connaisseur № 1: Историко‑культурный альманах: Книги: Архивы: Графика: Театр. – Прага, 2018, – 288 с. |
Мне кажется, я его помню. Это было в годы перестройки, когда я попал на работу в Советский фонд культуры. Удивительно элегантный человек, абсолютно не советский. Он выделялся даже на фоне других участников Клуба коллекционеров, собиравшихся под эгидой фонда. Для того времени это было немыслимо – «частнособственнические куркули от искусства», еще недавно проклинаемые чуть не на каждом углу, вдруг стали востребованными. Одним из них и был Александр Ильич Шлепянов.
Это имя многое говорит любителям искусства и исследователям русского зарубежья. Но широким кругам вряд ли. Хотя, если сказать, что Александр Ильич был одним из авторов фильма «Мертвый сезон», благодарность к нему почувствуют миллионы.
Сын главного режиссера Мариинского театра, живший в одном доме с Шостаковичем и Натаном Альтманом, этот человек буквально впитал в себя ощущение красоты и стремление к свободе в творчестве и стиле жизни. Главный редактор телеальманаха «Театрально‑литературный Ленинград», создатель сценариев документальных и научно‑популярных фильмов, он посвятил себя еще и такому чуждому для нормального гражданина СССР занятию – коллекционированию произведений искусства. Особенно его интересовала Ecole de Paris – Парижская школа.
Как только это стало возможным, он перебрался в Лондон, где стал издавать журнал «Колокол». Однако в отличие от своего великого предшественника, звавшего к революции, Шлепянов всеми силами старался способствовать созданию на его родине нормального человеческого общества. В 2016 году его не стало.
Именно памяти этого человека и посвятили первый выпуск альманаха «Connaisseur» его создатели Иван Толстой и Евгений Деменок. Иван Никитович, внук создателя «Петра I» и «Аэлиты», радио- и телеведущий, автор множества статей и книг. 20 лет назад он уже издавал подобный, великолепно оформленный альманах «Опыты». Под стать ему и Евгений Сергеевич, издатель, писатель, одессит, влюбленный в свой чудесный город и ищущий везде, где только можно, следы его бесчисленных талантливых уроженцев и обитателей.
Сам «Connaisseur» явно, почти вызывающе наследует традиции самых изысканных изданий Серебряного века – «Аполлона», «Мира искусства», «Старых годов».
Верный себе, Иван Толстой как бы закольцевал книгу своими интервью, которые он брал как у самого Шлепянова при его жизни, так и впоследствии у тех, кто был близок к Александру Ильичу. И складывается образ русского европейца, самозабвенно ищущего наследие наших художников на Западе и беспрерывно возвращающегося в своих мыслях к теме свободы и несвободы в России и за рубежом.
Удивительно элегантный, абсолютно не советский коллекционер Александр Шлепянов. Иллюстрация из книги |
Русский Париж, естественно, не может не царствовать на страницах этой книги. Здесь, к примеру, материал представителя знаменитого рода Лансере Павла Павлинова о сыне Зинаиды Серебряковой Александре и его работах в области книжной графики. Долгое время находясь в тени ослепительного таланта своей матери, он был известен больше как пейзажист и автор интерьеров. Но исследователь представляет его как виртуозного мастера иллюстраций и изысканного оформления изданий, ставших классикой книжного дела.
Уверен, что открытием для читателей будет история злоключений Всеволода Голубинова и его жены Симоны, когда они в 1955 году получили отказ в получении советского гражданства. Казалось бы, ну и что? Еще одним русским эмигрантам, как сотням других, не разрешили вернуться. Но все дело в том, что их знают миллионы людей, в том числе и в нашей стране. Потому что и Всеволод, и Симона под псевдонимами Анна и Серж Голон создавали эпопею об Анжелике.
И конечно, никак нельзя не отметить работу искусствоведа Юрия Молока – публикацию писем Марка Шагала ныне забытому советскому архитектурному критику Давиду Аркину, писавшему также под псевдонимом А. Ветров. Документы эти необычайно интересны тем, что они отправлены в первой половине 20‑х годов, когда Шагал с большим трудом входил в колею художника западного мира. «Париж – самая тяжелая гиря для художника», – писал он.
Мы только обозначили лишь некоторые материалы этого очень серьезного и достойного искусствоведческого издания. Будем надеяться, что его не постигнет судьба «Опытов», прекрасного альманаха, подготовленного Иваном Толстым. Кроме первого выпуска, так больше ничего издать и не удалось.
«Я думаю, что идея музея русского искусства в изгнании абсолютно назрела. Вот если бы такой музей был, я бы с удовольствием туда передал большую часть коллекции», – говорил в интервью Александр Шлепянов. Жаль, что не дожил он до открытия Музея русского зарубежья на Таганке.
комментарии(0)